Глава 11: Музей. Жизнь прожить - не поле перейти

    Ранее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 6: Сунгарийский поход
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 7: Тайная война
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 8: Гражданская жизнь
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 9: Снова армейская служба
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 10: Возвращение в Бурейский район

    

     Николай Васильевич Шпаков не терпел формализма в любой работе, поэтому к созданию музея подошёл основательно. Был создан Совет музея, которому поручили на первом этапе заняться организационными вопросами и сбором материалов. Кроме желания и пустой комнаты в доме культуры ничего не было.
     История завода начиналась в военном 1943 году. Члены совета составили план-перечень и приступили к сбору материалов. Одни работали с архивом, другие записывали воспоминания ветеранов и их родственников. Пришлось разыскивать материалы в районном и областном архивах, а также архиве Хабаровского края.
     Огромную консультативную помощь оказали научные работники Хабаровского историко-краеведческого музея. Всё это, несомненно, способствовало плодотворной работе тех, кто был увлечён благородным стремлением воссоздать славное прошлое, показать сегодняшний день родного завода. Рубрику так и назвали: «От колосника до портального крана!»
     Сбор материалов – сложная, трудная, кропотливая и основная работа совета музея в организационный период. К этому благородному делу активно подключились ветераны труда, старые коммунисты, передовики производства, продолжатели славных трудовых династий, десятки комсомольцев, профсоюзных активистов. Многие экспонаты воссоздавались руками тех, кто продолжал работать на заводе, но помнил о прошлых изделиях. Так были воссозданы армейские лыжи, которые выпускал деревообделочный цех во время войны.
     Наиболее активными участниками сбора материалов стали Н.М. Суряев, В.П. Зайцев, К.И. Шургалин, А.Т. Кабаченко, В.И. Рябухина и многие другие.
     Парторг искренне радовался каждому экспонату, фиксировал историю его появления, чтобы потом рассказывать об этом посетителям музея.
     Для художественного оформления собранного материала была организована группа художников-любителей из числа работников завода. Возглавил её Н.М. Чёрный, инженер предприятия по эстетике.
     Николай Васильевич Шпаков начинал и заканчивал свой рабочий день в музее. Все вопросы по обеспечению необходимыми материалами решались немедленно.
     Для посетителей, двери музея открылись к 50-летию Великого Октября. Партийные и хозяйственные руководители Бурейского района с большим интересом и восторгом рассматривали экспонаты музея, слушали объяснения экскурсовода.
     Первый секретарь райкома партии Варлашин А.Ф. снова почувствовал себя не уютно. Обком партии не планировал его повышения по служебной лестнице. А в Бурейском районе он считал себя полноправным хозяином. В случае не переизбрания на очередной срок, его ждал полный крах в партийной карьере и второстепенные роли в «народном хозяйстве». Секретарь парткома Бурейского механического завода «дышал в затылок», хотя и не рвался к районной партийной власти. Начались тайные интриги против потенциального кандидата.
     Заслуги Н.В. Шпакова просто не замечались, а из мелких просчётов делались трагедии. Такое отношение не могло не отразиться на его здоровье. Работать секретарём парткома Бурейского механического завода стало невыносимо трудно.
     Проверки следовали одна за другой, а на бюро райкома партии периодически выносились вопросы об якобы упущениях в работе руководства партийной организации Бурейского механического завода. Николай Васильевич Шпаков написал заявление, с просьбой освободить его от обязанностей секретаря парткома по состоянию здоровья. С 1 декабря 1970 года его назначили мастером обрубочного отделения литейного цеха.
     Николай Васильевич «с головой» ушёл в новую работу. Вскоре в обрубочном отделении появились новые воздушно-дуговые резаки. В отличие от бензорезов, они были более производительными и экономичными. Не требовалось бензина и кислорода. Через пустотелый графитовый электрод продувался сжатый воздух. Расплавленный электрической дугой металл, просто сдувался сжатым воздухом. Это значительно ускорило удаление «прибылей» на отливках. Для тех, кто не знаком с литейным производством, поясняю, что «прибылями» называются приёмники жидкого металла, служащие для его пополнения в изделии во время кристаллизации и остывания.
     Прошло меньше месяца и Николая Васильевича Шпакова перевели мастером кранового цеха. Предстояло выяснить, почему на поточной линии выявился брак в изготовлении балок мостовых кранов.
     Производственный опыт подсказал, что причину нужно искать в стапелях. Провели нивелировку опор стапелей и выявилось значительное отклонение по высоте. Фундаменты опор не были глубокими и «гуляли» от морозного пучения.
     Через 3 дня Николая Васильевича Шпакова перевели в отдел главного технолога для разработки новой технологической карты изготовления главных балок, с ежесменным геодезическим контролем. После решения важной производственной задачи, его бросили в «другой прорыв».
     В литейном цехе снова стал появляться брак на отливках. 12 февраля Николая Васильевича Шпакова назначили мастером в литейный цех, заниматься конкретно шестернями «Зет -109». Причина выявилась быстро. Формовщики нарушали дозировку жидкого стекла в формовочной смеси. Это приводило к образованию газовых пузырей. А электропечи уже готовились к демонтажу. Требовалось только выполнить оставшиеся договорные обязательства по выпуску деталей горно-шахтного оборудования.
     По плану реконструкции Бурейского механического завода, литейное производство и цех тяжёлых поковок подлежали ликвидации.
     Во время встречи Нового 1973 года, вспомнили, что это год тридцатилетия Бурейского механического завода. Заглянули в музейную комнату. Вид был невзрачный. Чувствовалось, что в музей давно никто не заглядывал. Секретарь партбюро и председатель профкома только пожимали плечами. Стенды и экспонаты нужно было создавать заново. К этой работе снова привлекли Николая Васильевича Шпакова. Его идею, установить в музее действующую модель контейнерного козлового крана поддержал директор завода. Стоимость модели оказалась даже дороже оригинала. Управлялась модель из натуральной кабины машиниста крана, установленной рядом с моделью, и её можно было использовать, как тренажёр, или экзаменатор для крановщиц.
     Благодаря энергии и организаторским способностям Николая Васильевича Шпакова, музей был создан заново.
     В один из январских дней 1974 года в торжественной обстановке состоялось открытие возрождённого музея.
     В двух залах музея размещалось более 400 экспонатов. В каждом из них – живое свидетельство жизни завода. Экспозиции музея открывались обращением: «Товарищ! Остановитесь на минуту, ознакомиться с историей нашего завода, посмотри на героев! Всё, что ты увидишь, это небольшая часть сделанного коллективом, где есть доля твоего участия».
     И здесь же, рядом на стене, облицованной речными камнями, размещалась экспозиция посвящённая человеку труда. На ней начертаны слова В.И. Ленина «Человек будущего в России – рабочий».
     В первом зале музея были собраны материалы, отражающие историю завода в целом, и каждого его цеха в отдельности. Здесь находилась копия приказа №1 от 8 октября 1943 года о строительстве и эксплуатации Рудоремонтного завода комбината «Хабаровск-уголь». На фотографиях были показаны лучшие люди, а также динамика роста продукции. Один из стендов убедительно показывал технический рост завода. В то время на заводе было всего 12 единиц технического оборудования, а через 30 лет – более 400. Годовое потребление электроэнергии возросло с 130 тысяч киловатт-часов, до 14 миллионов киловатт-часов.
     На специальных стеллажах размещались образцы продукции, которая выпускалась 30 лет назад, и изготавливается на момент открытия музея. На стенде, посвящённом кузнечному цеху, на образце продукции показано, как совершенствовался технологический процесс – от свободной ковки, до горячей и холодной штамповки.
     Образно говоря, здесь можно было почувствовать биение сердца завода. А его история вызывала законное чувство гордости, побуждала приумножать трудовую славу коллектива.
     Экспозиция второго зала музея открывалась стендом, документы и фотографии которого знакомили посетителей с пятилетками завода. В 1975 году производство промышленной продукции, по сравнению с 1945 годом увеличивалось в 122 раза.
     Огромное впечатление на посетителей производили стенды, посвящённые ветеранам труда, участникам Великой отечественной войны.
     Привлекали и экспонаты, рассказывающие об изобретателях и рационализаторах, активистах общественниках, работе общественных организаций.
     Небольшая по форме, но яркая по оформлению и содержанию экспозиция «Кадры завода» показывает, что 1943 году на предприятии работало 15 инженерно-технических работников и среди них только один с высшим образованием, остальные – практики. Через 30 лет на заводе работало 229 инженерно-технических работников, в том числе, с высшим образованием 43, средним специальным – 157.
     Большое воспитательное значение имели стенды: «Коммунисты завода», «Орденоносцы», «Наши умельцы».
     Особый интерес посетителей вызывала новая экспозиция «Мастерство, знания, опыт – молодым!» Мысль о её создании возникла во время работы 17 съезда ВЛКСМ. Выступая на нём, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев сказал: «В рабочем классе зародилось новое, замечательное движение – движение наставников молодых рабочих. Наставники – это кадровые рабочие, обладающие высоким мастерством, богатым жизненным опытом, я бы сказал, талантливые педагоги… Следует пожелать, чтобы движение наставников стало массовым, охватило все уголки страны, все заводы, фабрики, шахты, рудники, стройки, колхозы и совхозы. Это замечательное, благородное дело, товарищи! Мы призываем поддержать его».
     Руководствуясь этими словами, совет музея решил обобщить опыт работы наставников молодёжи, который имелся на заводе. Показали фотографии лучших наставников: И.Д. Слободчукова, П.П. Корнеева, Н.Т. Савочкина и других. Здесь же были размещены памятки молодому рабочему, шефствующему над подростком, напутствие молодому рабочему, рабочая путёвка.

         

    

    Далее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 12: Из цеха в музей
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 13: Центр притяжения
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 14: Школьный памятник
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 15: Зал природы
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 16: Рука хозяина
     

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru