Глава 12: Из цеха в музей. Жизнь прожить - не поле перейти

    Ранее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 7: Тайная война
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 8: Гражданская жизнь
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 9: Снова армейская служба
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 10: Возвращение в Бурейский район
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 11: Музей

    

     Музей начал работать по заявкам, а Николая Васильевича Шпакова с 28 января 1974 года перевели контролёром ОТК. В его обязанности входил входной контроль поступающих материалов и комплектующих деталей грузоподъёмных кранов.
     К своим обязанностям Николай Васильевич всегда относился добросовестно. Каждый случай поставки некачественных материалов и комплектующих рассматривался на планёрке, с оформлением рекламаций нерадивым поставщикам. Однако, половину рабочего времени приходилось проводить в музее. Без него жизнь в нём замирала.
     Однажды на Бурейском механическом заводе заключили договор на поставку мостового электрического крана, грузоподъёмностью 2 х 5 тонн, с микро скоростями, во взрывобезопасном исполнении с кислотоупорным лакокрасочным покрытием, закрытой кабиной и кондиционером. Заказ был очень дорогой и важный. Подобные краны и раньше приходилось выпускать. Необычность договора заключалась в том, что заказчик обязывался принять кран на месте, с полной оплатой в течение 3-х дней. На себя он брал обязательства даже по оформлению отгрузочных документов.
     Кран был готов в установленные сроки и на завод прибыл представитель заказчика. Мужик оказался весьма дотошным и проверял каждую мелочь.
     Проходя по цеху, Николай Васильевич услышал громкий разговор руководителей Кранового цеха с приёмщиком:
     - Наш завод изготовил для вас лучший кран, можно даже сказать, экспортного исполнения, а ты ещё «пальцы гнёшь», принимать не хочешь! – возмущался высокий, худощавый П. И. Жариков.
     - Мне нужен кран надёжный, на долгие годы эксплуатации!
     - Мы такой и сделали!
     - А если что-то выйдет из строя?
     - Купите запчасть! В паспорте указаны поставщики комплектующих изделий.
     - А вот эти крепления рельсов к мостовой балке кто поставляет?
     - Называются они «петушки», и мы их сами штампуем!
     - А они могут оторваться?
     - Только теоретически! Но их можно снова приварить.
     - А если они упадут?
     - Такого не бывало!
     В это время к начальнику Кранового цеха подбежал начальник транспортного цеха Василий Архипович Липунов.
     - Будь другом! Дай десяток «петушков»! На «третьем номере» опять рельсы под грузовыми тележками вывернуло.
     - Наверное, снова двадцати тонный контейнер поднимали?
     - Не угадал! Тридцати тонный!
     - Совсем очумели! По паспорту 2х5, то есть 10 тонн, а вы его гробите перегрузкой!
     - Да он сделан с огромным запасом! Мы же контейнер только за один край поднимали с передвижкой!
     - При косом натяжении тросов? Вот и причина отрыва крепления рельсов!
     - Может, и так. Я сам не присутствовал на выгрузке. Так «петушков» дашь?
     - Возьми у сварщика во втором пролёте! Скажи, что я распорядился.
     Василий Архипович убежал, а приёмщик хитро сощурился.
     - Мне тоже дашь таких крепежей!
     - Ладно, сейчас принесут.
     - Так их же надо потом красить!
     - Хорошо, дадим банку специальной эмали вашего колера!
     Приёмщик довольно улыбнулся и полез выискивать недостатки.
     - А почему этот шов проварен не полностью?
     - Какой? – удивился начальник цеха.
     - Вот этот!
     - Так это прихватка на люке выхода на мост крана, она потом срубается зубилом. Её делают только на период транспортировки, чтобы не брякала.
     - Каким зубилом?
     - Кузнечным зубилом, с ручкой!
     - А у нас такого нет!
     - Хорошо! Дам тебе одно зубило.
     - А почему такой люк маленький?
     - Всё по чертежам! Вот, смотри сам!
     Приёмщик внимательно рассмотрел чертёж, достал из кармана рулетку и полез на кран. Спустившись вниз, изрёк:
     - Всё-таки люк маловат, хоть и чертежу соответствует!
     - Так мы же делаем для крановщиц, а не для буфетчиц! – раздражённо ответил мастер цеха.
     В это время над их головами зазвенел звонок и проехал мостовой кран. Он остановился в конце пролёта, и с него спустилась крановщица Валя. Стандартный рабочий комбинезон только подчёркивал её точёную фигуру. Улыбаясь, она подошла к спорщикам и спросила?
     - Кирьяныч! А этот кран, когда на погрузку пойдёт?
     Приёмщик тоже широко улыбнулся, восхищённо глядя на крановщицу. Начальник цеха изменился в лице и заорал:
     - Нет! Крановщицу не дам! Даже не проси!
     От этой неожиданной фразы захохотали рабочие, стоявшие рядом и сами собеседники. Приёмщик не стал больше придираться и подписал акт приёмки.
     Николая Васильевича Шпакова всё чаще отправляли проводить экскурсии в заводском музее, и он постоянно планировал работу по его расширению и развитию.
     В конце концов, директор согласился, чтобы председатель совета музея занимался только музеем, и получал зарплату по прежней должности.
     В то время часто применялась такая практика. Секретари больших партийных организаций, председатели профсоюзных комитетов, секретари комсомольских организаций не «дотягивающие» численностью до освобождённой должности, содержались предприятием по рабочей сетке. Безусловно, это было нарушением, но выполнять общественную нагрузку параллельно с основной работой было просто невозможно. Количество бумажных документов и отчётов непрерывно росло. Компьютеров и принтеров в то время не было и документы печатались на печатных машинках.
     Николай Васильевич аккуратно писал свои бумаги ручкой. Почерк у него был ровный и разборчивый. Машинистки, с удовольствием брали у него документы на перепечатку.
     Председателя Совета музея часто приглашали на различные мероприятия района. Руководители предприятий и организаций хотели, чтобы история их развития тоже нашла отражение в музейных экспонатах.
     Решением райисполкома от 8 августа 1974 года, музей сделали районным, с историей всех предприятий работающих в Бурейском районе, хотя Бурейскому механическому заводу отводился самый большой отдельный зал.
     Совет музея пополнился новыми членами из предприятий района. Они сразу активно включились в работу.
     Теперь экспонаты принимали строго по тематике будущих или существующих стендов. Иногда делали специальный тематический поиск.
     Входной контроль экспонатов осуществлял Н.В. Шпаков. Если экспонат не «вписывался» в тематику, то человека, принёсшего его, просили подождать и оставляли адрес и контактный телефон.
     Напряжённая работа развернулась в музее во время подготовки к 30-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Под лозунгом: «Всё – для фронта, всё – для Победы!» создавался и работал завод.
     Трудно приходилось молодому коллективу завода в годы войны: десятки квалифицированных рабочих отправились на фронт. И всё же завод с честью справлялся с возложенными на него заданиями. Об этом свидетельствуют приказы, о премировании. В военное время премирование производилось не к праздничным дням, а за успешное выполнение определённых заданий ордерами на промышленные товары. Под стеклом выписка из приказа директора завода: «Моему заместителю по рабочему снабжению тов. Бутырскому П.Н. выдать ордера на промтовары следующим работникам: Шестопалову – отрез на рубаху – 2, 25 м, Олейникову – то же, Коновалову – отрез на кальсоны и наволочку, Бутиной – отрез на платье и три куска мыла..»
     В годы войны на заводе работали 2 комсомольско-молодёжные бригады по выпуску продукции для фронта. Бригаду по выпуску десантных лыж возглавил комсомолец Ваня Слободчуков. Позже он стал начальником деревообрабатывающего цеха, обучил более 40 столяров, изготовил массу сложнейших моделей для литейного производства. Второй бригадой, которая выпускала ящики для мин и гранат, руководил комсомолец Павел Одинцов. Он тоже остался работать на заводе, и к моменту празднования Юбилея Победы продолжал работать модельщиком.
     На завод вернулись почти 150 фронтовиков. Многие из них продолжали трудиться.
     Николай Васильевич Шпаков встретился с каждым из них, чтобы увековечить в музее трудовой и боевой славы завода. Они передавали в дар музею боевое оружие, награды, личные вещи. Особый интерес вызывали две благодарственные грамоты от Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: Бондаренко Л.М. – за овладение зданием рейхстага в Берлине и Королькову А.Т. в связи с демобилизацией из действующей армии 7 июня 1945 года.
     Среди заводчан-фронтовиков 7 защищали Ленинград, 9 били гитлеровцев под Москвой, 17 участвовали в Сталинградской битве, 11 человек воевали на Орловско-Курской дуге, 53 сражались против империалистической Японии.
     С каждым годом всё более глубокими по содержанию становятся формы и методы работы с посетителями музея. На первом плане – экскурсии. Совет музея подготовил несколько экскурсоводов, в том числе из школьников старших классов. Но лучшим экскурсоводом оставался Николай Васильевич Шпаков. Когда он подходил к отделу «Они защищали Родину», перед его глазами вставали не только те, кто находился на стенде, но и его боевые товарищи. Описание боёв и подвигов земляков было настолько реалистичным, что по телу пробегали мурашки.

         

    

    Далее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 13: Центр притяжения
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 14: Школьный памятник
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 15: Зал природы
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 16: Рука хозяина
     

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru