Глава 14: Школьный памятник. Жизнь прожить - не поле перейти

    Ранее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 9: Снова армейская служба
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 10: Возвращение в Бурейский район
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 11: Музей
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 12: Из цеха в музей
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 13: Центр притяжения

    

     Накануне 60-летия ВЛКСМ – в октябре 1978 года в Новобурейской школе №1 состоялось собрание, на котором решили: для увековечивания памяти учеников и учителей школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, установить на территории школы памятник.
     Средства на памятник зарабатывали на субботниках во внеучебное время. Собирали и сдавали металлический лом и макулатуру.
     Помимо сбора средств устанавливали имена погибших. Делали запросы в архивы, разыскивали родственников.
     Многие из задач, стоявших перед школьными поисковыми группами, были выполнены. В начале поиска мало было известно о Борисе Скибоке, Фёдоре Коломейцеве, Валентине Беляеве, Семёне Салтовском. Следопыты написали письма. Первой откликнулась сестра Бориса Скибока - Галина Григорьевна. Она писала, что Борис из всех пятерых в их семье учился в школе хорошо, отличался примерным поведением, был активным комсомольцем, занимался планеризмом. Семнадцатилетним в июне 1941 года он добровольцем ушёл на фронт и погиб под городом Великие Луки в январе 1943 года.
     Добровольцем ушёл на фронт редактор школьной газеты, член школьного ученического комитета Валентин Беляев. Родственники сообщили, что Валентин геройски погиб, защищая Сталинград.
     - Наш младший брат Федя бредил небом, – рассказывал брат Фёдора Коломейцева, Василий. – Он был страстным книголюбом, но большее предпочтение отдавал книгам об авиации. Его мечта осуществилась. Окончив школу, он был призван в Советскую Армию и направлен в авиашколу, откуда в мае 1942 года убыл на центральный фронт, где и погиб в воздушном бою под Курском, в августе 1943 года.
     В ходе поисковой работы следопыты школы не только собрали материалы о неизвестных страницах биографии выпускников, но и приобрели умение и навыки самостоятельной обработки собранного материала, в оформлении альбомов, раскладок, страниц устных журналов.
     Материал и деньги были собраны, но со строительством памятника дело не шло. Обратились за помощью к председателю Районного Совета Ветеранов.
     Николай Васильевич Шпаков часто бывал в Хабаровске. Коллеги из Краевого краеведческого музея рекомендовали ему обратиться к одному из местных скульпторов.
     Личная встреча состоялась в Доме художников. Договорились о цене и сроках изготовления эскизного проекта.
     Скульптор горячо взялся за новую работу, обещал закончить всё к 40-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Вскоре позвонил и сообщил, что эскизы готовы.
     На следующий день Николай Васильевич уже был в Хабаровске, в мастерской художника. Они пили чай, который заварила жена, и говорили о важности увековечивания памяти героев войны.
     С собой Н.В. Шпаков увозил маленькую модель памятника. Она ему была нужна не только для отчёта о потраченных деньгах на эскиз, но и для того, чтобы показать школьникам, собиравшим средства и материалы, как будет выглядеть натуральный памятник.
     Модель решили пока оставить в музее. Посмотреть на маленькую мечту приходили учителя и ученики первой и третьей школы.
     Проходили недели, месяцы, а от скульптора не было никаких вестей. Николай Васильевич выехал к нему в Хабаровск. По домашнему адресу ему никто не открыл дверь. В Доме художников сказали, что Бориса никто давно не видел. Один из ваятелей сказал:
     - Он, или в творческом процессе, или в запое!
     - А у него такое бывает? – с тревогой спросил Николай Васильевич.
     - У всех творческих талантливых людей такое бывает!
     - А как же крылатая фраза, что талант не пропьёшь?
     - Это пустые слова! Талант теряют вместе со здоровьем и творческой мотивацией.
     Николай Васильевич решил не уезжать из Хабаровска, пока не выяснит всё. Вернулся к дому, в котором жил скульптор и сел на лавочку. Твёрдо решил ждать его появления. Наступил вечер и в окнах загорелся свет. Это вселяло уверенности, что встреча состоится. Несколько раз подходил к двери, звонил, но никто не открывал. Звонил из ближайшего телефона-автомата, но никто не поднимал трубку. Решил ночевать на лавочке. Ночь была тёплая, без дождя, но донимали комары. Находясь в полудрёме, вспоминал свои флотские ночные вахты. Там нельзя было сидеть, зато можно было прохаживаться по палубе в пределах поста. Николай Васильевич встал и размял затёкшие ноги. Небо начинало светлеть, потянул свежий ветерок с Амура. Появилось ощущение важности этого утра, как тогда, перед штурмом крепости Фуюань. На улице совсем рассвело, уже пошли автобусы, когда из подъезда дома вышла какая-то женщина. Николай Васильевич с трудом узнал в ней жену Бориса.
     - Елизавета Васильевна! – окликнул её Шпаков
     Она вздрогнула и повернулась в сторону Николая Васильевича.
     - Что с Борисом?
     - С ним беда приключилась! – тихо ответила женщина.
     - Какая беда? – с тревогой в голосе, задал вопрос Шпаков
     - Он набрал много заказов, получил авансы и все растратил и пропил. Теперь впал в депрессию и никого не хочет видеть, продолжает похмеляться. Я иду в магазин, а потом вернусь к нему. Нужно что-то приготовить.
     - Я пойду с вами, а потом вместе попробуем привести Бориса в чувство.
     Три дня Николай Васильевич вместе с женой Бориса, приводили скульптора во вменяемое состояние. Наконец наступило время воспитательной беседы. Николай Васильевич говорил о том, что это бесчеловечно обманывать детей, которые до кровавых мозолей таскали металлолом, чтобы заработать деньги на памятник погибшим ученикам своей школы. Скульптор плакал и клялся, что постарается выполнить заказ. В завершение разговора дал чертежи фундамента под памятник.
     - Фундамент мы сами зальём, только сделай блоки памятника.
     - Всё, Николай Васильевич! Ты меня к жизни вернул! Сделаю памятник!
     Перед отъездом, Николай Васильевич сунул в руку Елизавете Васильевне конверт.
     - Что это? – тихо спросила хозяйка дома.
     - Деньги за проживание!
     - Но здесь много!
     - Оставьте себе, берегите Бориса и настройте его на работу.
     Фундамент по чертежу был залит быстро. А дальше дело застопорилось. Перед зимними холодами привезли только блоки с фамилиями погибших. Но и на них имелись ошибки. Пришлось снова ехать в Хабаровск, встречаться со скульптором. Возмущению Николая Васильевича не было предела. В марте и начале апреля привезли из Хабаровска нижние блоки памятника. Верхний блок с головой солдата обещали привезти к концу апреля. Наконец, верхний блок привезли. Скульптор приехал поездом. Он уже сильно болел и не мог выдержать дорожную тряску.
     Николай Васильевич развернул защитную накидку и ахнул. Памятник явно не подходил для школьного двора. Приехал скульптор и сразу направился в музей. Увидев Шпакова, достающего таблетку нитроглицерина, спросил:
     - Что случилось? Ведь памятник на месте!
     - На месте! Но не тот памятник! Почему на нём воин с усами? Школьникам было по 17 - 18 лет, а здесь сорокалетний дядька! Что теперь делать?
     - Буду срубать усы, и делать лицо молодым. Только у меня с собой инструментов нет.
     - Мы тебе на заводе любые резцы и зубила изготовим, только нарисуй чертёж. Домой мы тебя не отпустим, пока памятник не доделаем!
     С раннего утра и до позднего вечера в школьном дворе кипела работа. Прервалась она только на 9 мая. Азарт помощников и энергия Николая Васильевича Шпакова давали дополнительные силы больному Борису. Работал он с душой, с задорным блеском в глазах. И болезнь замерла, даже немного отступила под натиском человеческих эмоций. Ошибочные строчки на камнях решили срубить и написать временно краской. Знамя оставить без изменения цвета. Серый бетон раскрасили под мрамор.
     На деревьях уже распустилась листва, когда работа была закончена. На прощание Борис сказал:
     - Знаешь, Николай Васильевич, я и сам уже не верил, что закончу этот памятник. Вероятно, это моя последняя и самая лучшая работа.
     - Я тоже чуть не потерял надежду, но добивался поставленной цели.
     - Нет! В тебе какой-то настоящий партийный стержень скрыт.
     - Может быть, армейская флотская косточка.
     - Много у нас было трений и обид. Теперь всё позади!
     - Нет! Всё впереди! Жизнь памятника только началась! Он ещё долго будет служить людям.
     На благоустройство подножия памятника использовались бетонные подоконные плиты, которые выделило строительное управление №11, занимавшееся реконструкцией Бурейского механического завода.
     На торжественное открытие памятника собрались не только школьники, но и ветераны Великой Отечественной Войны, первые секретари Райкомов КПСС и ВЛКСМ.
     Действительно, памятник стал украшением не только школьного двора, но и центральной площади посёлка Новобурейский.
     В «Лихие девяностые» мемориал на площади был разграблен. Сначала исчезла звезда и стилизованное пламя из нержавеющей стали, а потом и медные листы с чеканкой. Вандалы так и не были найдены.
     Но школьный памятник уцелел и даже прошёл реконструкцию по благоустройству и замене списков погибших. Теперь они выбиты на полированных гранитных плитах.
     Около памятника проходят торжественные мероприятия, от него уходят в рейд краеведческие группы, и возвращаются с победами. К нему возлагают цветы в дни торжественных мероприятий.
     Недавно у памятника фотографировался Гражданско-патриотический клуб «Бурейский навигатор»

         

    

    Далее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 15: Зал природы
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 16: Рука хозяина
     

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru