12 - Бабака
Ранее в Цикле:
01. Кое-что об эксцессах
02. Сватовство
03. Новая родня
04. Материнская линия Абалымовых
05. Прабабушка Ефросинья
06. В людях
07. Полюшка
08. Володины тётушки Евдокия и Агафья
09. Володины предки по отцу
10. Смелая поневоле
11. На Малой Родине
Акулина Ивановна Абалымова, Володина бабушка по отцовской линии, до конца своих дней была доверчивой и доброй. Не только родные, но и чужие незнакомые люди встречали её с улыбкой. Она запомнилась всем как сухонькая, не по годам подвижная, разговорчивая старушечка. После её возвращения на малую родину совершенно неожиданно родственники припомнили её детское прозвище, которое подхватили внуки, а потом и все окружающие. Акулина Ивановна сначала удивилась второму рождению прозвища, но тут же решила, что замена имени затруднит встречу с врагами её покойного мужа.
Своё прозвище Бабака она получила так давно, что внуки и правнуки точно не знали, как это случилось. Некоторые считали, что её звали сначала ба-банькой, пока один малолетний потомок не упростил бабаньку до бабаки, а это понравилось и подхватилось весёлой мелюзгой. Другие утверждали, что она в раннем детстве увидела родившуюся тёлочку и восторженно закричала: «Какая большая бабака!» (собака), за что девочку сначала необидно дразнили, а потом так и привыкли называть... Теперь, за давностью лет, уже не у кого узнать истину...
А не так давно один учёный, специалист по ономастике (изучению имён и названий), рассказал, что в одной из маленьких деревенек под Казанью мам называют мамаками, а бабушек — бабаками. И что появилось раньше, наша Бабака или те деревенские бабаки с мамаками, пока не известно.
Самой Акулине было всё равно: хоть горшком назови, только в печь не сажай. Сажать в печь её никто и не собирался. Бабаку любили свои и чужие. Всех своих многочисленных потомков, включая дальнюю мужнину родню, она называла одинаково — внучонками — потому, что путала их имена. Да и молодым правнукам и правнучкам трудно было разобраться между собой в степени родства и запомнить, кто кому кем и через кого приходится. Бабака любила их всех одинаково и готова была отдать последнее, чтобы порадовать каждого. Жила она у неженатого правнука, который души в ней не чаял.
Умерла прародительница на сто третьем году... по собственному желанию. Дело было аккурат в Рождество. Бабака наварила борща, нажарила из готового фарша котлет и хватилась, что в доме нет ни куска хлеба, а «внучонки» вот-вот подойдут обедать. Праздник ведь! Распаренная от печного жара старушка нырнула в валенки на босу ногу, накинула на плечики огромный пуховый платок и без шубейки побежала в магазин через дорогу.
На следующий день Бабака закашляла, залезла на печку и заявила пришедшему с работы правнуку, что через три дня умрёт. Парень переполошился, стал спрашивать, какую траву ей лучше заварить и не вызвать ли доктора. Но Бабака заявила, что зажилась на этом свете, лечиться не хочет, будет умирать. Велела взять тетрадку и написать, кто и что ей обещал сделать: кто могилу копать, кто домовину из сухих досок построить, кто обмыть и обрядить её, кто будет выносить из дома... Правнук всё записывал и плакал.
С вызванной врачихой Бабака поговорила, не слезая с печки, попросила не резать её мёртвую, сказала, что у неё лёгкие с обеих сторон простыли, от этого она и помрёт. Утром третьего дня она не проснулась.
Внуки и правнуки до сих пор вспоминают добрую Бабаку и рассказывают о ней своим детям.
Далее в Цикле:
13. Бабкины зубки
14. Бабакин отдых
15. Платок с зенками
16. Володина семья в годы войны
17. Репейники
Произведение публиковалось в:
"Приамурье-2015". Литературно-художественный альманах. С.-Петербург, 2015 г.