Глава 3: Машинист. Кожа да кости

    Ранее:
     "Кожа да кости". Предисловие
     "Кожа да кости". Глава 1: Пути-дороги
     "Кожа да кости". Глава 2: Бомбёжка

    

     Лёжа на голой деревянной лавке с открытыми глазами, Алексей не понял сразу, что проснулся. Голос старшины продолжал звучать рядом, в коридоре.
     - Показывайте, кого задержали!
     На двери лязгнул засов, в камеру вошёл милиционер и скомандовал:
     - Вперёд, на выход!
     Алексей встал и, удерживая штаны руками, последовал по коридору между двумя конвоирами. Его завели в кабинет и усадили на стул. В лицо ударил яркий свет настольной лампы.
     - Фамилия, имя, отчество? – казённо произнёс знакомый голос.
     Но, вдруг, интонация голоса изменилась, и прозвучал другой вопрос, словно ответ на первый:
     - Алексей? Сержант Федотов? Как ты здесь оказался?
     - По командировке, товарищ старшина!
     - Не старшина, а лейтенант – произнёс собеседник, отводя лампу.
     Алексей увидел знакомое лицо и лейтенантские кубики на петлицах.
     - Николай! Вот так встреча! Давно получил звание?
     - Меньше года тому назад! Возглавляю местный отдел НКВД! Но ты же в Белоруссии остался, а как сюда попал?
     - Отправили сопровождать вагон, а тут война, бомбёжки. Пока, как видишь, уцелел сам и вагон сохранил.
     - Борис! Немедленно все документы и вещи задержанного неси сюда! Да ещё прихвати два стакана чая, с сахаром! – крикнул Николай милиционеру, своим зычным голосом.
     Глядя на то, как Алексей жадно кусает хлеб и прихлёбывает чай, Николай спросил:
     - Ты, наверное, голоден?
     - Да! С вечера 21 июня ничего не ел!
     - Это мы сейчас поправим!
     Через несколько минут в кабинете появился котелок с горячей кашей, консервы, хлеб и фляжка с коньяком. Выпили по стопке за встречу. Несмотря на хорошую закуску, Алексей быстро захмелел. Николай уложил его на кожаный диван в своём кабинете и пошёл разбираться с вагоном. Когда вернулся в кабинет, Алексей уже проснулся и немного протрезвел. Выпил стакан чая и подробно рассказал о своём путешествии.
     - Здорово ты выполнял обязанности кондуктора! Метод обмана самолётов уже применяется! А вот с отправкой твоего вагона не получается.
     - Нет паровоза?
     - Паровоз есть, но нет экипажа! Машиниста увезли в госпиталь с аппендицитом. Помощником машиниста была женщина. У неё от бомбёжки начались преждевременные роды. А кочегара на тендере сразил осколок насмерть.
     - А что можно сделать?
     - Ты у нас всегда был башковитым парнем, сейчас даже с инженерным образованием. К тому же, на железной дороге вырос, на паровозах ездил! Может быть, пойдёшь в экипаж?
     - Давно это было, ещё в юности. Забылось всё! Да и ездил я только по станции под контролем дяди Пети.
     - А за кондуктора сработал! Быстро всё вспомнил! Может, и здесь вспомнишь?
     - Ладно, войду в экипаж кем-нибудь, только мой вагон будем прицеплять в голову, чтобы был на виду, не отцепился и не потерялся.
     - Вот и хорошо! Иди к своему вагону, мы тебя там найдём! Сумку и фуражку кондуктора бери с собой. Может быть, ещё пригодятся.
     Бывший старшина, а теперь лейтенант НКВД обладал не только могучим голосом, но и большими организаторскими способностями. При его непосредственном участии проводилась работа с эвакуационными эшелонами, борьба с мародёрами, шпионами и диверсантами, охрана важнейших объектов. Из рабочих, отслуживших в Армии и на Флоте, уже было создано народное ополчение. Николай находился в курсе всех дел, происходящих в городке и за его пределами.
     Алексей нашёл свой вагон на запасном пути в полной исправности. Замки были закрыты. Открыл одну дверь и заглянул внутрь. Сумка лежала в изголовье матрац совки, там, где её оставил. Забрался в вагон и проверил содержимое. Всё оказалось на месте. Кипы кож тоже были в полном порядке. Не зная, сколько придётся ждать, закрыл дверь и прилёг на матрац совку. Хмель от коньяка ещё не выветрился, и его клонило в сон. Разбудил громкий стук в дверь.
     - Алексей! Ты здесь?
     - Здесь! Жду результатов! – ответил проводник, отодвигая дверь.
     - Спускайся сюда, есть серьёзный разговор! – предложил лейтенант НКВД.
     - Что за разговор?
     - У железнодорожников нет людей для отправки состава. Локомотивной бригады вообще нет, а других работников они давать не хотят. По моим сведениям, на северо-западе от нашего города фронт прорван. Теперь танковая колонна немцев движется к железнодорожному мосту. Пока железная дорога не перерезана, нужно прорываться. Но начальник станции не хочет брать на себя ответственность и выдавать документы на следование поезда «кому попало». На той стороне реки стоят наши танки без горючего и артиллеристы без снарядов. Всё это здесь в вагонах и цистернах на станции. В любой момент могут налететь самолёты и разбомбить всё к чертям собачьим! Выход один – поезд с горючим и снарядами угнать со станции!
     - Как это, угнать?
     - А так! Выехать без разрешения начальника станции и дежурного, по закрытому выходному семафору!
     - А как же стрелки?
     - Стрелки будут стоять, как надо! Мои люди постараются!
     - А как опробовать тормоза перед отправлением?
     - С тормозами, действительно, сложно. Придётся вагонников подключать. А лишние свидетели нам не нужны.
     - Послушай, я ведь с последней тормозной площадки весь поезд тормозил! Значит, если открыть концевой кран на последнем вагоне и тормоза сработают, значит, вся магистраль исправна.
     - А как можно проверить, что это работает вся магистраль, а не несколько вагонов?
     - По манометру в кабине машиниста!
     - Тогда я и сюда своего человечка поставлю!
     - Ставь! Только пусть рукав крепко держит и кран открывает осторожно, а то все ноги или ещё чего-нибудь отшибёт. Свободный рукав от воздуха хорошо костыляется.
     - Если что случится в пути, на меня и моих людей не ссылайся! Получается: «Или грудь в крестах, или голова в кустах! Доберёшься – победителей не судят. А если нет, то мне придётся привлечь всю локомотивную бригаду к ответственности за преступление. То есть в условиях военного времени просто - расстрелять. Если немецкие танки или самолёты не расстреляют вас раньше.
     - Перспектива – не весёлая!
     - Двоих мужиков в экипаж я нашёл, но они совсем не соображают в паровозе. Тебе придётся быть за машиниста и инструктора всей команды. Это авантюра, но другого выхода нет!
     У Алексея предательски засосало под ложечкой. Но вспомнились слова секретаря парткома о том, что коммунист должен применить все свои силы и знания для выполнения поставленной цели. Глубоко вздохнув, словно выпуская из груди сомнения и тревоги, решительно произнёс:
     - Пошли, посмотрим паровоз!
     Паровоз стоял, прицепленный к составу из цистерн и крытых вагонов. Марка была не знакома, и работал он не на угле, а мазуте. Забрался в кабину и заглянул в топку. В ней не было ни одного огонька, но стояли форсунки. Машинист, перед уходом стравил пар и загасил топку, чтобы не оставлять горячий паровоз без контроля. Напрягая свой инженерный ум и вспоминая детство, Алексей не просто изображал из себя машиниста, а становился машинистом дядей Петей, и даже начал говорить и двигаться, как он. Проверил наличие воды в котле и тендере, затем мазута в резервуаре. Всё было в норме, но нужны были сухие дрова, чтобы растопить котёл. Для быстрого розжига требовалось много таких дров. Подошли двое гражданских парней.
     - Вот твой экипаж! – сказал лейтенант.
     - Как зовут?
     - Саня, Ваня! - почти хором ответили мужики.
     - Кто из вас помощник машиниста, а кто кочегар?
     - Куда поставите! – ответил тот, что был выше ростом.
     - Значит, будешь помощником, а Ваня кочегаром! А сейчас все на поиски дров. Годятся любые сухие доски, ящики, рейки.
     Под навесом пакгауза лежал штабель зелёных армейских ящиков.
     - Это, что за ящики? – спросил Алексей.
     - Военные оставили!
     - А почему без охраны? Что в них?
     - Дымовые шашки! Они не взрываются! Когда военные уезжали, взяли только снаряды и мины. А эти ящики оставили. Сказали, что потом отправят за ними машину. С мирного времени лежат!
     - Ящики реквизируем, вытряхиваем, ломаем и в топку паровоза, я её открыл и на стопоре оставил! – скомандовал Алексей – Впрочем, один несите не вытряхивая, может, пригодится!
     Вскоре, колосниковая решётка паровоза покрылась обломками ящичных досок. Алексей полил их смазкой из маслёнки и глянул в угол кабины. Там висел длинный металлический крючок с куском буксового польстера на конце. Взял крючок наперевес и скомандовал Ивану: «Зажигай!». Польстер вспыхнул ярким факелом, и Алексей сунул его в топку, прикрыв сдвижные дверки. Как только пламя перекинулось на доски, вынул факел и затушил, макнув в горловину маслёнки. Огонь в топке уже плясал яркими языками. Алексей запустил форсунки, объясняя новоиспечённому экипажу его обязанности и правила выполнения работы. Николай молча наблюдал со стороны. Глядя на уверенные движения Алексея, даже стал сомневаться в том, что это не профессиональный машинист. Потом понял, что Алексей каким-то образом вогнал себя в гипнотический транс. Действие такого транса ему уже приходилось наблюдать на сеансах Вольфа Мессинга. На некоторое время люди становились профессиональными музыкантами, художниками, поэтами. В состояние самогипноза умели вводить себя некоторые профессиональные артисты. Но всё действие гипноза продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Сколько это будет происходить с Алексеем, он не знал, и это его тревожило. Нужно было торопиться. Стрелки некоторых манометров уже дрогнули и поползли вверх. Алексей выполнил продувку водомерных стёкол и начал продувку манометров трёхходовыми кранами. Включился компрессор, пополняя запас воздуха в ресивере. Паровоз быстро оживал.
     - Может, пора ехать? – спросил Николай, опасаясь, что Алексей «заиграется в машиниста» на стоянке.
     - Не спеши старушка в баню, паром попку обожжёшь! – ответил машинист голосом дяди Пети.
     - А почему ехать нельзя?
     - Потому, что пар ещё не сухой! Если такой пар пустить в цилиндр, то конденсат приведёт к гидроудару и аварии.
     - А как его высушить?
     - Сам соберётся в сухопарнике! Сейчас сделаю его продувку и проверю качество пара! – ответил Алексей, дёргая какую-то верхнюю ручку.
     Из цилиндрического барабана на котле паровоза вырвалась мощная струя белого пара. Алексей проверил тормозные краны и сказал, что можно отцепляться от состава и забирать вагон. Оживший паровоз привлёк внимание кондукторов и они, на всякий случай, подошли к составу. Николай спустился вниз и объяснил им, что нужно забрать двухосный вагон. Кондукторы понимающе кивнули. Маневровые работы прошли нормально, и вскоре сформированный состав стоял на прежнем пути.
     Машинист спустился вниз и махнул рукой. Кондукторы пошли к дежурному по станции. Виктор обратился к Алексею:
     - Ну, что, тормоза будем проверять?
     - Я их уже проверил во время прицепки! Если путевые стрелки стоят нормально, то можно ехать!
     - Я сам проверю стрелки, закреплю их накладками в нужном положении и дам тебе сигнал выстрелом из своего нагана.
     Виктор побежал вперёд, а Алексей затормозил паровоз, но отпустил тормоза состава. Высунулся из окна кабины и стал прислушиваться. Прозвучал одиночный выстрел и машинист, отпустив тормоза паровоза, потянул на себя регулятор подачи пара, одновременно нажав на педаль песочницы. Поезд дрогнул и пошёл вперёд, набирая скорость. Форсунки работали хорошо, и главной задачей помощников было наблюдение за небом и местностью. Вытянув состав на подъём, Алексей увидел внизу ленту реки и железнодорожный мост.
     - Танки на горизонте! – заорал Иван.
     На горизонте клубилось облако пыли и по дороге двигались чёрные коробочки.
     - Зажигайте дымовые шашки и бросайте под откос. Может быть, удастся проскочить незамеченными!
     Вскоре лес и речная пойма покрылись густым белым дымом.
     - В таком тумане и станцию проскочить можно! – воскликнул Александр.
     - Не проскочим, зато выскочим! Хватит шашки кидать! – уверенно ответил Алексей.
     Прогрохотали фермы моста, и снова стал слышен мерный перестук колёс, гудение форсунок и горячее дыхание паровоза. Алексей не знал, на каком километре, пикете находится станция и, выскочив из тумана, снизил скорость. Так, со скоростью 30 километров в час они и въехали на станцию по разрешающему сигналу входного семафора. Алексей перевёл регулятор пара в нейтральное положение и стал затормаживать состав поездным краном. Рука автоматически двигалась на торможение и отпуск, затем снова на новую позицию торможения. Поезд остановился на станции, как обычно, не вызывая ни у кого подозрения. Экипаж долго не выходил из кабины. Алексей почувствовал неимоверную усталость. Наконец повернулся к своим помощникам и сказал:
     - Спасибо за поездку! Вы свободны! А мне нужно решать вопрос с дальнейшей отправкой вагона!
     Экипаж стал поодиночке спускаться из кабины паровоза. Но, внизу их уже ждали четверо вооружённых военных, во главе со старшим лейтенантом. Приветственно козырнув, офицер сказал, что ему приказано доставить поездную бригаду в штаб фронта.

         

    

    Далее:
     "Кожа да кости". Глава 4: Первый бой
     "Кожа да кости". Глава 5: Новые испытания
     "Кожа да кости". Глава 6: Возвращение к жизни
     

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru