Предисловие. Кожа да кости

     Во время работы в восстановительном поезде, мне приходилось много ездить по Забайкальской железной дороге. Во время этих командировок встречался с интересными людьми, ветеранами железнодорожного транспорта, слушал их истории о героизме тружеников тыла. Сами участники, в то тяжёлое время, не считали поступки героическими. Люди ничего не жалели для фронта и для Победы. Локомотивные бригады, рискуя жизнью, во время ведения воинского эшелона, лезли, в слегка притушенную, но ещё горячую топку паровоза, чтобы восстановить оборванные связи котла. Повреждение более трёх этих стержней между стенками паровозного котла грозило взрывом и требовало немедленной остановки эксплуатации. Раньше такой ремонт проводили только в депо при холодной топке. Женщины и подростки заменили мужчин, уехавших на фронт. В вагонном депо они по 2 суток не уходили из цеха, ремонтируя подвижной состав под воинские перевозки. В туманные морозные ночи путейцы вручную меняли лопающиеся рельсы. Из механизации были только ручные дрезины и тележки «модероны». Об этих событиях не всегда писали в «Боевых листках» и газетах. Однажды на одной из станций увидел двухосный вагон, сияющий свежей краской.
     - Неужели ещё в эксплуатации? - спросил я проходящего мимо железнодорожника.
     - Нет! Это наша реликвия! Героический вагон! Готовим для памятника! Вначале человек его спасал, а потом этот вагон спас многих людей. Вот, нашли, восстановили, покрасили. Правда, буксовые узлы пришлось заменить на роликовые. На старые буксы невозможно было найти вкладышей.
     - Когда случилась эта история?
     - В 1941 году!
     - Давно это было! А как же про это вспомнили?
     - Дети и внуки спасённых людей помнят эту легендарную эпопею. Конечно, в масштабах страны, это – малая песчинка. Но из таких историй сложилась наша Великая Победа. Ты лучше к бывшему парторгу локомотивного депо обратись! Он сейчас возглавляет совет ветеранов, материал о подвигах коммунистов во время войны собирает.
     Сообщение меня заинтересовало. Времени было достаточно, и я пошёл в локомотивное депо. Нужного мне человека, нашёл быстро. Коренастый, лысоватый, с живыми глазами, убедительным говором и жестикуляцией, этот человек напоминал «Вождя мирового пролетариата» из популярного кино. Когда я показал ему своё служебное удостоверение и рассказал о цели посещения, быстро проводил меня в свой кабинет и подал пухлую папку с фотографиями, пожелтевшими вырезками из газет, треугольными письмами с фронта. Рядом положил стопку с почётными грамотами и боевыми листками времён Великой Отечественной Войны. Всё это было солидно, но меня интересовала история с двухосным вагоном. В ответ, председатель совета ветеранов только развёл руками.
     - У меня мало информации по этому вагону и его проводнику. Тот человек не был железнодорожником! Знаю только, что его брат работал врачом в Свободненской железнодорожной больнице, которая считалась Управленческой и имела весьма высокий статус. Обратись туда. Может быть, они больше расскажут.
     В Свободненское отделение дороги я приезжал чаще, поэтому удалось выкроить время, и подробнее изучить историю с вагоном и проводником. Отдельные эпизоды узнал в архиве и отделенческом совете ветеранов. Но чем больше я вникал в события далёкого 1941 года, тем запутаннее становилась эта история. А ключ к разгадке оказался совсем рядом. В нашем восстановительном поезде работал бригадиром Николай Петрович Федотов. Однажды, во время возвращения восстановительного поезда на место постоянной дислокации, под мерный перестук вагонных колёс, он рассказал историю, которая произошла с его родственником. Оказывается, дядя моего сослуживца и ехал в том самом двухосном вагоне. Отрывочные эпизоды постепенно сложились в общую картину. Раньше я не писал литературные произведения, но сейчас захотелось поделиться этой историей со своими читателями. Я специально изменил имена участников тех далёких событий, и не стал описывать их внешность. Каждый из читателей может представить это сам, вспомнив людей похожих на них характером или поступками.

         

    Далее:
     "Кожа да кости". Глава 1: Пути-дороги
     "Кожа да кости". Глава 2: Бомбёжка
     "Кожа да кости". Глава 3: Машинист
     "Кожа да кости". Глава 4: Первый бой
     "Кожа да кости". Глава 5: Новые испытания
     "Кожа да кости". Глава 6: Возвращение к жизни

    

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru