Глава 2: Бомбёжка. Кожа да кости

    Ранее:
     "Кожа да кости". Предисловие
     "Кожа да кости". Глава 1: Пути-дороги

    

     Алексей привык просыпаться рано, до восхода солнца. Лёжа в постели, вспоминал план намеченных дел и их последовательность. У него это называлось «включением мозгов». После настройки на дела, быстро вставал, делал утреннюю зарядку, окатывал себя холодной водой, растирался полотенцем и быстро одевался. Тело наполнялось бодростью и радостным желанием выполнить то, что намечено. Но в это утро его разбудил тревожный гул самолётов. Выглянул из вагона. Самолётов было много, и летели они в направлении движения поезда. Получалось, что на Восток. Но Алексей знал, что при езде на поезде, когда дорога петляет и меняет направления, создаётся впечатление, что поезд идёт не в ту сторону. Мелькнула мысль: «Может быть, проводятся учения?» Но самолётов было очень много, и на крыльях не было красных пятиконечных звёзд. Вдруг несколько самолётов повернули в сторону поезда.
     От самолётов отделились чёрные кляксы и устремились к земле. Яркая вспышка осветила светлеющее небо и по ушам хлёстко ударила взрывная волна. Паровоз тревожно закричал прерывистыми гудками и поезд остановился. Кондуктор на площадке закрутил ручной тормоз и побежал в голову поезда. Самолёты продолжали бомбить и стрелять из пушек и пулемётов. Алексей выскочил из вагона и бросился прочь от железной дороги. Запнулся о камень и упал, больно ударившись головой. Влажная трава быстро привела его в чувство. «Куда я бегу? Почему бросил вагон с грузом? Мне его доверили! На меня надеются!» Повернулся в сторону поезда и побежал назад, давая себе приказ: «Надо срочно найти кондуктора!» На бегу рассмотрел весь поезд. Паровоз был взорван, котёл свесился с насыпи, тендер дымился. В составе горело несколько вагонов. Ветер тянул от головы поезда, и огонь разгорался, охватывая своими яркими языками всё новую деревянную обшивку, подбираясь к цистернам с бензином. Ещё издали увидел тело кондуктора, лежащее около вагонов. Подбежал к нему, надеясь, что он только ранен. Но железнодорожник был мёртв. Пуля или осколок ударили его в грудь. Рядом валялись сумка и форменная фуражка. Достал из нагрудного кармана железнодорожника документы, завёрнутые в целлофан, и переложил себе. «Надо будет похоронить! На могильный холмик положу его фуражку! Но, сейчас нужно расцепить вагоны!» - подумал Алексей, забрасывая сумку на плечо, и поднимая фуражку. Рычаг автосцепки не получилось поднять одной рукой до нужного положения. Поезд остановился на подъёме, автосцепки были растянуты, замки зажаты. Надел фуражку на голову и попробовал поднять рычаг двумя руками. Но замок только звякнул, ликвидируя слабину на цепочке. «Надо отцепить хотя бы свой вагон!» - мелькнула в голове мысль, и Алексей побежал вдоль состава. Дальше действовал, как заправский железнодорожник. Перекрыл концевые краны, разъединил рукава и потянул рычаг автосцепки. От напряжения на лбу выступил пот. Казалось, что скоро порвётся железная цепочка или согнётся рычаг, но зажатая автосцепка не разъединялась. Впереди грохнул взрыв, и полыхнуло пламя. Взорвалась цистерна с бензином. Огненные струи залили железнодорожные пути и лежащее на обочине тело. Загорелся предпоследний вагон. От взрыва состав толкнуло вниз по уклону, но хвостовой вагон стоял на ручном тормозе, и удержал эту массу, объятую пламенем. От толчка зажатый замок открылся, и автосцепка высунула красный контрольный язычок. Не помня себя от радости, дёрнул поводок под вагоном, выпуская воздух из запасного резервуара, и запрыгнул на площадку. Быстро стал вращать рукоятку ручного тормоза. Вывернул её до упора, но вагон стоял на месте. Вдалеке снова грохнул взрыв. Земля вздрогнула. Звякнули разъединённые головки автосцепки, и вагон покатился по рельсам, всё убыстряя ход. Алексей боялся не этой нарастающей скорости, а повреждения пути или встречного поезда. Дорога пошла на подъём и бег вагона стал замедляться. Затем профиль выровнялся и только попутный ветер катил вагон в сторону железнодорожной станции. Так, со скоростью пешехода вагон вкатился на станцию. Алексей затормозил его ручным тормозом и побежал к дежурному по станции. Здесь впервые услышал слово «Война». Все бегали, суетились, ликвидировали последствия авиационного налёта, не обращая на него внимания. Вдруг, железнодорожник в фуражке с красным верхом обратился к Алексею:
     - Ты откуда?
     - С перегона, с разбомблённого поезда!
     - Что у тебя?
     - Хвостовой вагон!
     - Это всё, что осталось?
     - Да!
     - Как сюда добрался?
     - Отцепился и скатился!
     - Иди к своему вагону, жди. Сейчас тебя прицепим в хвост и отправим. Новый поезд будет отправляться по неправильному пути. Впереди поедут путейцы на платформе.
     Алексей хотел всё объяснить, но железнодорожник рявкнул, что может случиться новый налёт и надо немедленно освобождать станцию. Перепуганный проводник снова вернулся к своему вагону, и закрыл его на оба висячих замка. Сам расположился на площадке кондуктора. Его действительно прицепили к грузовому составу, и вагон продолжил путь на Восток. На месте разбомблённого поезда уже работали военные, стаскивая танками остатки подвижного состава с пути. Алексей внимательно всматривался вдаль, ожидая появления самолётов, о которых говорил дежурный по станции. На горизонте появились две точки. Они быстро приближались, нагоняя поезд. Это летела, на бреющем полёте, пара «Мессершмиттов». В «свободном поиске» они бомбили отходящие на Восток войска, колонны беженцев и эшелоны, не защищаемые никем и ничем. Самолёты прикрытия, зенитки, счетверённые пулемёты появятся позже. А сейчас поезда, машины и люди были обречены.
     Мысль работала лихорадочно. Вспомнились слова секретаря парткома, что нужно бороться до конца. Алексей достал из сумки кондуктора ручку стоп-крана и одел её на четырёхгранный выступ. Самолёты были уже рядом. Алексей видел даже ухмыляющиеся лица пилотов.
     В этот момент, он дёрнул рукоятку стоп-крана. Зашипел воздух, и заскрежетали тормоза. Поезд резко затормозил, а самолёты промчались вперёд. Бомбы упали далеко впереди, даже не повредив паровоз и путь. Алексей вернул рукоятку в верхнее положение, высунулся с площадки и замахал жёлтым флажком над головой. Паровоз дал длинный гудок и рванул состав вперёд. Развернувшиеся на второй заход самолёты снова промахнулись и бомбы упали позади поезда. Самолёты улетели. Возможно, у них не хватило горючего, чтобы утюжить состав, или просто не было больше бомб. Поезд благополучно прибыл на узловую станцию. Машинист поезда пошёл к дежурному отмечать документы, а Алексей узнать о дальнейшем следовании его вагона. Машинист широко улыбнулся и крепко пожал руку хвостовому кондуктору.
     - Где ты научился так самолёты обманывать?
     - Жизнь научила!
     - Значит ты уже «стреляный воробей»?
     - Можно и так сказать!
     - Про какие самолёты вы говорите? – удивился дежурный по станции.
     - Да пара фашистских стервятников нас атаковала, а он торможением и ускорением вывел весь состав из под удара. Теперь и я такой приём освоил. С этим кондуктором готов ехать, хоть к чёрту на рога. С ним обязательно повезёт!
     - Вот и хорошо! У меня состав с танками стоит на шестом пути. Быстро принимайте и на Запад, к фронту.
     - Ну, что, герой, пошли принимать состав!
     - Я не пойду!
     - Ты, что ранен? За невыполнение приказа тебя поставят к стенке по законам военного времени, поэтому не дури!
     - Нет, здоров! Просто я не кондуктор, а проводник этого вагона!
     - Проводники в пассажирских поездах, а здесь кондукторы! Может тебя контузило?
     - Нет! Я – гражданский человек, и командирован сопровождать этот вагон на Дальний Восток! Вот мои документы!
     - А откуда у тебя фуражка и сумка кондуктора?
     - Подобрал, когда кондуктор погиб!
     - А откуда ты так хорошо знаешь его работу?
     - Со школы!
     - Это с разведывательно-диверсионной школы? – спросил сотрудник НКВД, незаметно появившийся в дверях.
     - Руки вверх, лицом к стене! – скомандовал милиционер, взмахивая наганом. – И без дури! За дверями ещё наряд стоит! Сейчас разберёмся, что ты за птица!
     Алексей подчинился и вскоре со связанными руками был доставлен в транспортный отдел НКВД. Там у него вытащили из карманов все документы и посадили в КПЗ. В камере оставили без ремня, развязали руки, заставили снять сапоги и размотать портянки. За окном начинало темнеть. Алексея беспокоило только одно, чтобы вагон не был отправлен куда-нибудь без него. В дежурке громко переговаривались милиционеры.
     - Что будем делать с задержанным?
     - Дождёмся начальника! Пусть разбирается!
     - Да у нашего начальника разговор – короткий! Бумаги заполнил и – к стенке! С самого начала войны почти не спит. Может, поможем ему?
     - Как?
     - Да, шлёпнем этого шпиона при попытке к бегству!
     - Нельзя! Он в глубокий тыл направлялся! Может быть, замышлялась какая-нибудь диверсия? Или даже покушение на товарища Сталина? Вагон его отставили и взяли под охрану. Утром будем разбираться!
     - Вероятно, важная птица, сапоги хромовые, «комсоставовские»!
     - Да, дождёмся утра!
     Успокоенный тем, что до утра ничего не случится, Алексей прилёг на жёсткую деревянную лавку и уснул. После пережитых волнений, взрывов и стрельбы ему снилась армейская служба, резкий голос старшины, отчитывающий провинившегося солдата. Начальник гарнизона восхищённо говорил командиру роты: «Когда твой старшина даёт команду «Смирно!», то даже в книжках все вопросительные знаки становятся восклицательными!» Алексей служил командиром первого отделения, и старшина его уважал за выправку и дисциплину. В стрельбе ему тоже не было равных. Сейчас снилось, что пули летели мимо мишени «в молоко». Он менял положение тела, старался не дёргать курок, но руки не слушались. «Открой глаза шире!» - орал старшина своим громовым голосом. Алексей повернулся и открыл глаза. За окном начинал светлеть новый летний день.

         

    

    Далее:
     "Кожа да кости". Глава 3: Машинист
     "Кожа да кости". Глава 4: Первый бой
     "Кожа да кости". Глава 5: Новые испытания
     "Кожа да кости". Глава 6: Возвращение к жизни

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru