Глава 3: Новые «университеты». Жизнь прожить - не поле перейти

    Ранее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Предисловие
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 1: Южное солнце
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 2: Перемена мест

    

     Николай остался жить в каморке при столовой. Физически крепкий, не по годам, он не отказывался от любой работы. За это получал дополнительную пайку еды. Мария Сергеевна прислала письмо из колхоза «Ленинский путь», благодарила за фотографию, которую ей переслали, извинялась перед Николаем за то, что пришлось разлучиться, просила простить и ответить на письмо.
     На следующий день Галина Петровна поинтересовалась, написал ли Николай ответное письмо.
     - Нет! Не написал!
     - Обижаешься на мать, или письма никогда не писал?
     - Не писал! Да и письменных принадлежностей у меня нет!
     - Бумагу ручку и чернила я тебе дам! Садись прямо сейчас и пиши, пока я к начальству ходить буду. Пиши всё, что захочешь, но так, чтобы военная цезура не придралась. Начни с приветствия: «Здравствуй, мама!» или «Добрый день!». Пиши о хорошем, ей будет приятно.
     Когда вернулась Галина Петровна, Николай перетаскивал ящики с картофелем и овощами.
     - Дописал письмо?
     - Да! Только что дописал! Овощи привезли, вот выгружаю из кузова машины.
     - Сколько уже выгрузил?
     - Шесть ящиков картошки, общим весом 124 килограмма, два ящика морковки 38 килограммов, три ящика свеклы на 54 килограмма. С накладной данные сходятся.
     - Так ты всё перевешивал?
     - Конечно! Вы же тоже так делаете!
     - Молодец! Сколько ещё осталось?
     - Четыре ящика картошки.
     - Продолжай! А я посмотрю!
     Николай быстро закончил приёмку, а Галина Петровна подписала накладную и отправила машину. Зайдя в свой кабинет, увидела листочек, исписанный аккуратными ровными строчками. Внимательно перечитала письмо и поняла, что военная цензура его пропустит, без вымарывания слов и строчек. Вышла из кабинета и столкнулась с Николаем
     - Куда направился?
     - К вам! Хотел узнать адрес, чтобы отправить письмо!
     - Письмо мы сами отправим, не беспокойся! А тебя с таким почерком и умением считать, надо направлять не в грузчики, а в счетоводы!
     В декабре 1933 года Николая перевели учеником счетовода, а через месяц, после успешной сдачи испытаний, штатным счетоводом. Теперь он получал 45 рублей в месяц. По тем временам, деньги не очень маленькие. Продолжая работать, пошёл в вечернюю школу, а в октябре 1934 года перевёлся в школу ФЗУ(фабрично-заводское ученичество).
     Следует отметить, что школа готовила высококлассных специалистов для Тихоокеанского флота. Обучение было бесплатным, на полном государственном обеспечении. Курсантам выдавали спецовку и форменную одежду. В это время по всей стране создавались различные училища по подготовке младших специалистов и высококлассных рабочих. Училища становились настоящей «кузницей кадров». Они участвовали в первомайских парадах и шествиях отдельными колоннами.
     На зеркально начищенных бляхах можно было прочитать «ЖУ» - железнодорожное училище, «ТР» - трудовые резервы, «РУ» - ремесленное училище. Во время создания училищ, техническое оснащение не всегда отвечало современным требованиям, зато преподавателями становились лучшие кадры заводов и фабрик.
     К изготовлению необходимых учебных пособий широко привлекались сами курсанты. Учащиеся активно участвовали в рационализаторстве и изобретательности.
     Руководство заводов и фабрик поддерживало такие начинания и материально всегда поощряло авторов. Много внимания уделялось партийно-политической работе. Николай хорошо учился, много читал и всегда мог объяснить «сущность момента». Комсомольцы группы избрали его своим вожаком.
     Комсомольский секретарь перечитывал не только газеты, но и собрания сочинений Ленина и Сталина. Его речь на собраниях всегда была убедительной и имела ссылки на высказывание вождей пролетариата. Но для твёрдого авторитета, нужно было успевать по всем предметам на «отлично», чтобы никто из товарищей не упрекнул в неграмотности.
     Создание училищ сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны. Некоторые из них, в полном составе были перебазированы с Запада на Восток.
     После успешного окончания училища, Николая направили электрослесарем в мастерские военно-морского порта. Работа была интереснее, да и зарплата намного выше, чем у счетовода.
     С каждым днём становилось тревожнее на границе. В июле 1938 года японские милитаристы устроили большую провокацию в районе озера Хасан. Все политзанятия начинались с сообщений о ходе боевых действий. В августе боевые действия закончились, враг был разбит и граница восстановлена в прежнем положении. Зима прошла относительно спокойно, если не считать мелких нарушений по реке Амур и дальневосточным сопкам.
     В мае 1939 года Николая призвали на службу в Амурскую Краснознамённую флотилию. Вначале прошёл подготовку в учебном отряде КАФ по специальности артиллерийского электрика.
     Летом 1939 года японские войска нарушили границу Монголии в районе реки Халхин-Гол. Верный союзническому долгу, Советский союз вступил в войну на стороне Монголии. Страна с тревогой следила за вестями с фронта. Успешный разгром японских войск в районе реки Халхин-Гол надолго остудил пыл милитаристов.
     В декабре 1939 года Николай сдал экзамены, получил звание старшины и предписание на канонерскую лодку «Пролетарий» Амурской Краснознамённой Флотилии. Лодка имела старенькую паровую машину, передающую вращение на гребной вал. Скорость судна зависела от давления пара, но редко превышала 15 узлов( узел – одна морская миля в час).

         

    

    Далее:
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 4: Флотские будни
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 5: Война
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 6: Сунгарийский поход
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 7: Тайная война
     "Жизнь прожить - не поле перейти". Глава 8: Гражданская жизнь
     

   

   Произведение публиковалось в:
   Страница автора на proza.ru