Белое золото. Глава 9

    Ранее:
     Белое золото. Глава 4
     Белое золото. Глава 5
     Белое золото. Глава 6
     Белое золото. Глава 7
     Белое золото. Глава 8

    

      Божьей милостью в Читу я вернулся во второй день Рождества Христова. Получилось, что мои путешествия длились три месяца, и большее время я пролежал в стойбище эвенков.
     На постоялом дворе, где думал переночевать, я узнал, что власть в Чите переменилась, войска моего дядюшки потерпели поражение в битвах с отрядами Сергея Лазо и, оставив эти места, ушли в Маньчжурию, а сам бывший глава читинского правительства и Главнокомандующий всеми вооружёнными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа – мой дядюшка аэропланом отбыл в неизвестном направлении. Мне же посоветовали не останавливаться на постоялом дворе, а найти частную квартиру, потому что красные регулярно делали здесь проверки с целью вылавливания белогвардейцев и казаков - семёновцев. Один мой старый знакомый посоветовал никому не говорить о том, что Атаман Семёнов - мой дядюшка. Казаки сильно обижены его предательством и могут за это расправиться и со мной.
     Оставаться в Чите было рискованно, да и делать здесь мне нечего.
     Я пребывал в растерянности, поскольку такой ход событий не предусматривался. Моей целью было: покаяться перед дядюшкой за невыполненную его просьбу, объяснить всё произошедшее, и с новой группой возвратиться за золотом. Но произошло то, что произошло.
     В городе мне встретилось несколько однополчан, которые, как и я, сменили военную форму на гражданский костюм и искали возможность покинуть эти места. Вместе решили уходить через границу в Монголию, чтобы присоединиться к своим.
     Но и там единства среди казаков уже не было. От полной неизвестности и неведения своего будущего казаки растерялись. По сути, брошенная атаманом армия, перестала существовать. Все надеялись только на милость Божью. Отряды рассыпались на отдельные группы, объединяясь больше не по принадлежности к тому или иному полку, а больше по родственным связям, люди уже не думали о войне, а больше склонялись к мирной жизни, организовывая свои хутора.
     Потом это явление дядюшка назовёт перерождением казачества в крестьянство. Было то, что было. И никто не говорил о будущем, потому, что оно было неведомым и оттого опасным. Чужбина….
     Послонявшись по улусам и хуторам и, потеряв надежду повстречать здесь Григория Михайловича, я по КВЖД добрался до Харбина. Там осел, обзавёлся семьёй и жил до тридцать первого года. Именно в этом городе я должен был ожидать распоряжений атамана. Но с золотом….
     В тридцать первом году весной среди казаков, проживавших в Харбине прошёл слух, что в город приезжает Семёнов. Он тогда много ездил по северо-восточному Китаю, по местам, где массово проживали казаки, и призывал их вступать в Союз маньчжурских казаков, веря в силу и боевой дух сословия, к которому принадлежал*. До последних дней своих он мечтал освободить родину от большевизма, принести ей волю и вернуться победителем. На сходе я наконец встретил дядюшку. Он, как всегда, выглядел орлом – подтянут, в форме и при наградах. В коротком разговоре я обсказал всю историю, случившуюся со мной и с золотом, на бумаге нарисовал план, на котором указал, где спрятал сумки. Григорий Михайлович ответил:
     - Потерявши голову, по волосам не плачут. Что золото? Золото – металл. Мы, Стёпа, потеряли больше, чем золото – мы потеряли Родину! А в случившемся с тобой – главное, что ты жив. Конечно, жалко казаков, особенно – Сысоя – хороший и нужный был казак. А золото? Конечно, оно нам пригодится, когда мы возьмём власть и изгоним большевиков, возродим казачье войско…. Тогда нам потребуется много золота. Дайка мне этот рисунок…. На всякий случай….
     Мне с семьёй он посоветовал перебраться в город Дальний, где проживает его семья и много забайкальских казаков.
     Летом этого же года я с семьёй – жена и два сына - переехал в Далянь, где и проживаем до сих пор.
     Все эти годы, годы жизни в Харбине и Даляне, я наблюдал жуткие картины страданий казаков. Нет в жизни человека тяжелее испытания, чем жить вне Родины. И нет там минуты, когда бы ты не думал о родине. Меня же, вдобавок ко всему, мучают совесть и ответственность за оставленное на берегу реки Таёжной золото, за невыполненный приказ и просьбу Григория Михайловича. И ощутимой тяжестью они давят на всё моё существо. Почти физически я ощущаю тяжесть этих шести пудов. Прошло столько лет…. Уже нет в живых Семёнова и его семьи, уже нет белого движения и русской эмиграции…. Растаяла она в чужих странах…. А я всё переживаю и на что-то надеюсь….
     Теперь я не могу сказать точно, что золото до сих пор там, но искать надо. Прошло много лет, но сообщений о том, что его нашли не было. Место я указал на рисунке. Называется оно «Чёртова пасть».


     *Этот Союз при поддержке Японии Г.М Семёнов организует и возглавит в 1933 году.

           

   

    ДАЛЕЕ:
     Белое золото. Глава 10

   

   Произведение публиковалось в:
     "Белое золото". - Повесть. Благовещенск, 2019 г.