Воспитательный процесс | В новую семью

     Ранее в цикле:

     1 - В новую семью
     2 - Жизнь продолжается


     Время для подготовки домашнего задания пролетело, как всегда, быстро. До ужина больше часа. Есть время позаниматься гирями. К штанге Степан подходил реже, ведь для этого надо было идти в спортзал, а там всегда полно спортсменов и, значит, больше суеты, а толку мало. А гири, они же балансиры от сеялки с проволочной ручкой, всегда были под рукой.
     — Физкульт!.. — услышал Стёпа знакомый голос. Перед ним стоял Боря Урбанчик, секретарь комсомольской организации школы.
     — Привет! — ответил Степан. Ему стало неуютно. Вспомнилось комсомольское собрание, на котором он дерзко ответил на повторный вопрос секретаря: «Уши надо мыть». После собрания по дороге в жилой корпус Боря встретил Степана и намекнул, что так разговаривать со старшими не годится — можно «схлопотать по физике». Степан пообещал учесть на будущее.
     — Стёпа, у тебя неплохие физические данные, ты не занимался метанием диска, копья?
     - Нет.
     — У нас нет спортсменов по этим видам, давай я из тебя сделаю дискобола.
     — Чего борзеешь?
     — Ну, ты и грамотей! Дискоболом ещё с древности называли метателей диска.
     — А я подумал, что ты опять выступаешь.
     Степану льстило такое отношение к нему уважаемого в интернатской среде человека, и он решил испытать себя в новом для него виде спорта.
     - Когда начнём?
     — Беги в спортзал. Попроси от моего имени Степан Стаканыча, чтобы дал тебе пару копий и пару дисков, а я пока схожу переоденусь. Встретимся на стадионе.
     Первая тренировка, как и последующие, не привела к хорошему результату.
     — У тебя слабые пальцы, тренируй.
     Однако слабые пальцы не стали помехой в боксе. Перчатки надёжно скрывали этот изъян. А без перчаток — драка, а не бокс….. Степан в этом вскоре убедился на практике.
     — Ты меня потренируй, — обратился он к известному боксёру интерната Володьке Жарикову.
     — Давай, потренирую, — ответил тот, надевая перчатки.
     — Ты мне покажи несколько приёмов, я пока начинающий, — неуверенно произнёс Степан, не ожидавший столь быстрого согласия от десятиклассника.
     В этом неравном бою Степан был основательно побит и этим оскорблён. Вовка бил Стёпу как равного соперника. Большая группа воспитанников по-разному оценила поединок, проходивший в широком коридоре спального корпуса. Одни считали, что Вовка обнаглел, другие — нечего лезть, куда не просят.
     А Степан не на шутку рассердился и, встретив своего обидчика как-то после кино, как следует отлупасил его, не соблюдая правил бокса — благо, у него был большой опыт уличных боёв до интернатской жизни. Дрался от души!
     -Я тебя просил потренировать, а не издеваться, -прохрипел негодующий Степан. — Теперь мы квиты. По рукам.
     — По рукам, только никому не говори, — попросил расстроенный Жарик.—А то засмеют, да и никто тебе не поверит, будут считать трепачом.
     — Ладно, давай забудем.
     И ещё не остывшие враги вместе зашагали по деревянному тротуару в направлении спального корпуса.
     А через пару месяцев судьба вновь свела их. Летние каникулы не давали особенно расслабиться - много работы в подсобном хозяйстве. Но время на речные забавы всегда находилось. На этот раз решили поплавать на брёвнах. Одежду спрятали под большой корягой на месте будущего финиша. Под комариные аплодисменты и укусы, в одних трусах, по заросшему тальником берегу пробрались на берег Селемджи.
     Река вот-вот была готова вырваться из берегов и захватить новые земли. Она уже нагрузила на себя много всякого хлама и несла этот подарок с огромной скоростью в Зею. Среди таёжного мусора плыли не только вывороченные с корнем деревья и кусты, но и брёвна, на которых решили поплавать искатели приключений. Здесь, на месте начала рукава протоки, вода особенно ярилась, подгоняемая напором Селемджи, устремлялась с ещё большей скоростью в туманную даль. Это было самое удобное место для старта. Завидев приближающиеся брёвна, пловцы почти одновременно бросались в холодную воду и уже здесь выбирали плывущее бревно, стихийно разбившись на группы по два-три человека. Вода подхватывала ребят и вместе с брёвнами несла вниз по течению. Ликованию пловцов не было предела. Рядом пролетали заросшие тальником и переплетённые лимонником берега с оголёнными корнями лиственниц и берёз, над головой синело такое же бездонное и голубое небо, как летящая куда-то вдаль вода. А между ними летело неземное счастье в обличье шустрых мальчишек. Двадцатиминутное путешествие подходило к концу. Ребята начали оставлять брёвна и поплыли к берегу. А брёвна продолжали своё плавание, куда Бог пошлёт. Но прежде брёвнам надо было преодолеть каменные пороги, которые начинались сразу за пляжной зоной. Степан плавал хорошо, поэтому не спешил покидать свой «плот», за который крепко держался руками. Но в тот момент, когда надо было плыть поперёк течения к берегу, у него судорогой свело правую ногу. Решив не отпускать бревно, Стёпа стал интенсивно грести одной рукой и ногой к берегу. Но бревно слабо подчинялось его воле. Его всё ближе относило к бурлящим в воде камням. «Неужели не успею?» — мелькнула испуганная мысль. На берегу заметили, что Стёпку с бревном тащит на камни, начали кричать и махать руками. «Нет, с бревном я не успею». Судорога всё сильней стягивала ногу, когда стало невыносимо терпеть, полное спокойствие овладело парнем, и он, отпустив бревно, начал интенсивно грести к берегу. В это время резко потянуло вторую ногу. «Хана! — подумал Степан, — одними руками не выгребу». Камни уже заглушали все другие шумы и крики людей на берегу. Силы покидали Стёпу, из воды торчала только голова, над которой простиралось всё такое же синее небо. В это время парнишка почувствовал, как чьи-то крепкие пальцы схватили его за волосы и потянули куда-то вверх, к солнцу. Это был Жариков.
     Происшествие рассматривали на «Большом совете», и всем, как малышам, запретили без старосты ходить на протоку. Но вскоре интернат потрясло новое ЧП, и все быстро забыли про запреты — и воспитатели, и воспитанники.
     На пасеке кто-то стырил рамку с мёдом. Большого труда найти любителей сот не составило. Ими оказались трое шестиклассников. Добытчики решили угостить малышей из своей группы, конечно, под строгим секретом, и на этом попались.
     Воров строго наказали старшие товарищи. Но детдомовские традиции не позволяли и воспитанникам оставлять без наказания воровство. Вечером в клубе состоялся товарищеский суд, о котором никто из взрослых не знал. На сцене «судьи» из старшеклассников и «подсудимые». В зале все желающие, кроме младших классов. После оглашения приговора занавес закрывается. «Палачи» приводят приговор в исполнение. По пять горячих и десять холодных каждому. По очереди «преступники» становились «буквой зю» и получали свою порцию. «Горячие» — пряжкой ремня, «холодные» — просто ремнём.
     После приведения приговора в исполнение занавес открывается, и каждый по отдельности произносит фразу: «Спасибо. Больше воровать не буду никогда и ни у кого».
     Суд объявляется закрытым, но если взрослые узнают о нём, то виновника также ждёт наказание, не ограничивающееся вечерним мытьём полов.


     Далее в цикле:
     4 - НВП

         

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №15». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2016