Жизнь продолжается | В новую семью

     Ранее в цикле:

     1 - В новую семью


     Чтению Степан отдавал почти всё свободное время. Каждая книга — новая Вселенная. За семилетку он перелопатил всю школьную библиотеку и добрался до сельской. Страсть к чтению отразилась и на успеваемости: все предметы, кроме литературы и русского языка, стали второстепенными. Мама Стёпки вынуждена была обратиться в школу, и вскоре без разрешения Анны Павловны — классного руководителя, он не мог взять книгу ни в сельской, ни в школьной библиотеках.
     Первый день занятий в новом для него классе пролетел незаметно. После уроков Степан взял в библиотеке «Историю Жана-Мари Кабидулена». Но не успел Стёпа погрузиться в новую жизнь героев Жюль Верна, как чтение прервал Витя Шлык.
     — Ты чего это зачитался? Бегом на хранилище капусту разгружать, - зашумел староста группы.
     — Я что тебе, крайний? — возмутился Степан.
     — Ну, ты и сачок, все пашут, а ты книги читаешь?
     Всё, после отбоя моешь полы.
     - А я откуда знал, что надо разгружать капусту?—понуро ответил «сачок» и пошёл в сторону овощехранилища.
     Труд в интернате был главным воспитателем. Свободного времени у ребят не было. В подсобном хозяйстве были свои поля, где выращивалось всё необходимое не только для школьной столовой, но и для коров и лошадей, которых надо было кормить не менее регулярно, чем воспитанников.
     Были трактора и комбайны, мастерская для их ремонта и швейная мастерская, где девочки овладевали искусством кройки и шитья. И, конечно, кухня, где будущие хозяйки варили и стряпали вместе с наставниками.
     Степан обо всём этом узнал позже, а сейчас надо было разгружать капусту, собранную на своём поле. Тут ему досталось по полной программе: надо было поймать брошенный, иногда со всей силы, вилок и положить его в жёлоб, направленный в овощехранилище. Он не всегда успевал поймать или хотя бы увернуться от летящего вилка. Пока понял, что его умышленно забрасывают, проверяя на прочность, ухо уже было разбито, да и другим частям тела изрядно досталось. Но испытание Стёпа выдержал, тем утвердив себя в безжалостном к нытикам и слабакам коллективе.
     А после отбоя его ждало первое мытьё полов и малоприятная проверка на выживаемость в новой среде. Этой проверке подвергались все новички без исключения.
     Пока Степан осваивал новую для себя специальность - драил полы в коридоре, ребята подготовили его постель. Между простынёй и матрацем змейкой на всю ширину и длину кровати разложили шпагат, который называли мотаузом. Конец мотауза был протянут под соседней кроватью до постели Харитона.
     — Ну как, хорошо вымыл? — спросил Витя Шлык. — Ночная похвалила. Ладно, ложись спать, ты не боишься тараканов?
     — Кто их боится! Надеюсь, что клопов у вас нет.
     — Не у вас, а у нас. Клопов вытравили ещё летом, а вот тараканы какие-то здоровые завелись, говорят из Америки, на студебеккерах завезли. Ладно, спи, а то малышей разбудим.
     Уставший Степан блаженно растянулся на кровати, предвкушая сладкий сон после трудового дня, даже не думая о каких-то дурацких тараканах. Но вдруг почувствовал, как что-то зашевелилось под ним.
     — Таракан! Ничего себе! — подумал новичок и, не вставая с постели, пошарил рукой, пытаясь найти постороннюю тварь в своей постели. Перевернувшись на другой бок, парнишка закрыл глаза. Но снова какая-то тварь, теперь очень быстро поползла под его телом. Степан вскочил с постели и быстро побежал к выключателю.
     — Какой дурак включил свет?—раздался голос старосты.
     — Тараканы лазают по постели!
     — Ты же говорил, что не боишься. Давай спи, не обращай внимания.
     Степан осмотрел всю кровать, прощупал постель….. -Разбежались.
     — Вырубай свет, не мешай людям спать, привыкай, мы же спим и ничего. Стиляга! — закончил разговор староста группы.
     Но только Степан лёг, под ним что-то снова зашевелилось. Он подскочил, как ошпаренный. В это время терпение у ребят лопнуло. Дружный хохот разбудил давно спавших малышей. В спальню влетела ночная воспитательница:
     — Вы что тут устроили? Немедленно спать! Завтра доложу Ольге Михайловне!
     Группа успокоилась, мотауз незаметно «перекочевал» в тумбочку Харитона. Степана «тараканы» больше не беспокоили.
     На следующий день «героя» ожидало новое испытание. Возле кровати он нашёл рубль.
     - Вотрубль кто-то потерял, надо спросить упацанов, - произнёс Степан, протягивая смятую бумажку старосте.
     — Это мой рубль, я тебя проверял.
     — Ах ты, гад! Ты думал, я возьму чужие деньги?! Степан вспыхнул, как спичка, и врезал Шлыку в левую челюсть. Тот от неожиданности не устоял на ногах и грохнулся между кроватей. Завязалась драка. Староста был ниже ростом, но на год старше и сильнее Степана. Но не всегда сила побеждает. Когда ребят растянули, Витя первым протянул руку для перемирия:
     — Молодец! «Хвалю за ухватку, дал бы десятку, да мелочи нет».
     Больше Степану проверок не устраивали. Между тем, жизнь в интернате шла своим чередом: учёба сменялась работой, работа - спортом, спорт — репетициями в духовом оркестре и занятиями в кружке рисования. Степан втянулся в эту насыщенную жизнь быстро и безболезненно. Но, как и в Бочкарёвской школе, появились проблемы с учёбой, чтение занимало всё больше времени, и здесь ему ограничили посещение библиотеки. Тогда Степан записался в районную библиотеку в Увале, а это километров пять по лесной дороге. Приходилось ходить и в дождь, и в пургу— книги надо сдавать вовремя. Это занимало много времени, которого и так не хватало. Помог случай. Коренной детдомовец Витя Грищёв по прозвищу Крыса коллекционировал ключи. Огромная связка привлекла внимание любителя библиотек.
     — Вить, у тебя от всех помещений ключи?
     — А тебе зачем знать?
     — Да вот хочу в библиотеку попасть, мне ведь кроме книг по программе ничего не дают.
     — Ладно, пойдём. Сегодня вечером «Живёт такой парень» показывают, все будут в клубе. Кино хорошее, никто не помешает.
     В восемь вечера Степан с Витей пересекли школьный двор, по деревянному тротуару дошли до библиотеки. Над небольшим, из двух ступенек крыльцом висела электрическая лампочка, а на двери - большой амбарный замок. Лампочку погасил Степан, выкрутив её на пол-оборота, а Витя тем временем открыл замок так легко, будто всю жизнь только этим и занимался. Злоумышленники оказались в тёмном коридоре. Китайский фонарик помог найти следующую дверь. Ключи Витя подобрал заранее, поэтому и эта дверь поддалась легко и скрипучим голосом пригласила гостей в храм книг.
     Волнение только теперь овладело ребятами. Перед ними при свете фонарика предстали книжные сокровища.
     — Бери — не хочу.
     Степан хорошо знал расположение книг в этой небольшой библиотеке, поэтому без труда нашёл очередной томик Жюль Верна. Витя за компанию тоже прихватил «Остров сокровищ». Ребята быстро покинули помещение, не оставив следов «преступления» и даже не забыв вкрутить лампочку над входной дверью.
     Теперь не надо было ходить за книгами в Увал. Вечерние визиты в библиотеку стали делом обычным. Книги Стёпа менял регулярно, поэтому библиотекарь не догадывалась о ночных визитах. А ключи, всю связку, Витька подарил Степану, теперь он стал коллекционером, но по прямому назначению их не использовал. А когда Стёпа покидал родной интернат, он подарил всю коллекцию ключей завхозу— китайцу Сипо. Может, пригодятся.


     Далее в цикле:
     3 - Воспитательный процесс
     4 - НВП

         

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №15». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2016