Спящий красавец
Оперетка в 1 действии
Сцена представляет глухой, непроходимый лес. Огромные деревья, ботанические названия коих: «Усиленная Охрана», «Чрезвычайная Охрана», «Военное Положение» и пр., закрывают собой всё видимое пространство. Между их стволами много древесных пней другой породы и на каждом пне написано: «срублено 1905 года». Среди леса избушка на курьих ножках и в ней сном праведника почивает ОБЫВАТЕЛЬ.
Из-за деревьев показывается тень прекрасной женщины и стучит в дверь.
Обыватель (сквозь сон):
Кого там чёрт принёс?
Тень:
Пусти! Я - тень Культуры!
Я светом знанья твой хочу нарушить сон!
Я принесла тебе сокровища скульптуры,
Науки, зодчества, литературы…
Обыватель:
Вон!
Не надо твоего заморского подарка!
Уйди! А то проснусь, так небу будет жарко!
(Тень культуры с плачем уходит. Обыватель снова сладко засыпает.)
Из-за деревьев показывается тень другой женщины, ещё прекраснее первой, и стучится в дверь.
Обыватель (злобно):
Опять стучат! Кто там?
Тень:
Скорей пусти меня!
Я гордая прекрасная Идея!
Тебя я поведу в волшебные края,
Где так светло, где дышится вольнее.
Где Братство, Равенство…
Обыватель:
Гони её по шее!
Ишь, принесла богатый клад!
Впусти тебя - тотчас велят
Пасти Макаровых телят!
Шалишь! Повёртывай назад!
(Тень исчезает. Обыватель храпит.)
Целым роем налетают другие тени. Бесстыдные, циничные женщины и мужчины, грубо-обнажённые, с нескромными жестами, начинают стучать в дверь.
Обыватель (гневно):
Ну, что за чёрт! Вновь застучали!
Кто там, чтоб черти вас побрали?!
Голоса за дверью:
Первый:
Милый, добрый Обыватель!
Отвори, ты будешь рад!
Я - старинный твой приятель -
Необузданный Разврат!
Второй:
Отвори ты нам, не труся,
Сон нарушить не жалей!
Порнографией зовуся
Я издавна у людей!
Третий:
Я заморская принцесса,
Кем прославлен Холмс Шерлок,
Пинкертоновская пресса!
Отвори же, ангелок!
Остальные голоса:
Мы - клубничное искусство,
Наслажденье - наша цель!
Мы в тебе разбудим чувство,
Незнакомое досель!
Обыватель (с распростёртыми объятиями):
Скорей же, милые друзья!
Забудем мы и сон и горе!
Забуду с вами страхи я
И….. запируем на просторе!
(Начинается пир.)
Один из традиционных для «прогрессивной» русской литературы периода реакции (в том числе для авторов журнала «Сатирикон») объектов сатирического изображения - сонный российский обыватель, равнодушный к тому, что происходит в стране, безучастный к настоящему искусству, к высоким общественным идеалам, требующим от него жертвенного служения. Обыватель, предпочитающий услаждать свои зоологические инстинкты и примитивные вкусы, находящийся в состоянии духовного анабиоза. В «Сатириконе», к слову сказать, по мере нарастания реакции тема разоблачения сытого и сонного царства мещанства вышла едва ли не на первый план. Российский обыватель, погрузившийся в мёртвую спячку, не желающий принимать участие в общественно-политической жизни страны, стал постоянной мишенью для сатириков. А. Аверченко писал: «Теперь вся Великая Россия сквозь сон извивается в смертельной нудной тоске» (Сатирикон. 1909. № 35. С. 3).
Позиция автора «Шпилек» в этом вопросе максимально близка сати-риконовской. Качества, которые Чудаков наблюдал у большинства российских, в том числе амурских, обывателей (равнодушие, холопство, отказ от всего возвышенного, склонность к низменным удовольствиям), вызывали у него острое неприятие. Одно из первых его произведений на эту тему - фельетон «Спящий красавец».
Произведение публиковалось в:
"Язва. Шпильки". Сборник стихотворений. - Благовещенск: Издал Д. Челеби. Типография т-ва Б.С. Залеский и Ко
"Чаша страданий выпита до дна". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2016
"Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019