Подвиг

     Раз в Таврических хоромах [24]
     Депутаты заседали,
     Обсудив мужичью долю,
     Ей сюрприз приготовляли:
     «Наш мужик и наг и беден, -
     Говорили депутаты, -
     И ему ужасно вреден
     Призрак общины проклятой.
     Этот голод, недороды,
     И прикладыванье к чарке,
     И искание свободы, -
     Всё лишь общины подарки.
     С давних пор мужик бунтует,
     Полон злобы беспричинной.
     Этот бунт ему диктует
     Тот же старый дух общинный.
     Ведь недаром эту "гадость"
     Защищают так эсеры.
     (Чтоб они, стране на радость,
     Все пропали от холеры!)
     Так давайте дружным взмахом
     Уничтожим Минотавра [25] -
     "Им" главу покроем прахом,
     А себе - венком из лавра».
     И, воспрянув с буйным жаром,
     Размахнулись депутаты
     И снесли одним ударом
     Призрак общины проклятой.

     А мужик пустил меж уха
     Депутатские подарки,
     И, стянув покрепче брюхо,
     Снова топит горе в чарке.
     А кулак, весьма довольный,
     В мутной речке рыбу удит…..
     Уничтожен дух крамольный…..
     Что-то будет, что-то будет?


     Комментарий от редакции сборника "Чаша страданий выпита до дна":
     Большинство шпилек были реакцией на события текущей политической жизни страны и (реже) мира. В них автор, сторонник эсеровских (и - шире - левых, революционно-демократических) взглядов, высмеивал своих идейных противников: лидеров и представителей консервативных, черносотенных, а также буржуазно-либеральных (кадеты, октябристы) партий, одиозных депутатов Государственной думы, недальновидных и корыстных чиновников.
     Выбор тем для фельетонов и фактов реальной действительности, на которых они основывались, несёт на себе отпечаток личности автора. Так, Ф. Чудаков не оставлял без насмешливо-язвительных комментариев правительственную политику, направленную на реализацию планов премьер-министра П.А. Столыпина по разрушению общинного устройства крестьянской России. Являясь по своим взглядам сторонником эсеровской партии и предлагаемой ею земельной программы, суть которой - укрепление и развитие коллективных, кооперативных, общинных форм общественного и экономического устройства страны, автор «Шпилек» подвергает саркастическим насмешкам депутатов III (октябристской по составу) Государственной думы, поддержавших планы Столыпина. Этой теме и посвящён фельетон «Подвиг». Центр тяжести в нём, в полном соответствии с законами жанра, перемещён с непосредственного описания событий на их осмысление и анализ, а это немыслимо без выражения собственной позиции - прозрачной и недвусмысленно ясной. А так как позиция сатирика радикально расходилась с позицией органов государственной власти, произведение становилось уязвимым и в цензурном отношении, и с точки зрения возможной реакции административных и судебных инстанций, а также полицейского и жандармского ведомств. Из-за включения Ф. Чудаковым в состав сборника фельетонов, подобных язвительному «Подвигу», судьба «Шпилек» (как и участь их автора) и не могла быть иной, благополучной.
     24. Таврический дворец в Санкт-Петербурге - выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII в. Построен в 1783-1789 гг. по указанию Екатерины II для её фаворита, светлейшего князя Г.А. Потёмкина (Таврического). В начале 1900-х гг. в Таврическом дворце размещалась Государственная дума.
     25. Минотавр - по греческому преданию, жившее на Крите чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном (в некоторых источниках Зевсом) быку. По преданию, она прельщала быка, забираясь в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. Минос скрывал Минотавра в построенном Дедалом Кноссийском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин раз в восемь лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей). Афинский царевич Тесей, добровольно явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи влюблённой в него Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   "Язва. Шпильки". Сборник стихотворений. - Благовещенск: Издал Д. Челеби. Типография т-ва Б.С. Залеский и Ко
   "Чаша страданий выпита до дна". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2016
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019