Гоголевский юбилей

     Есть у русских обычай прекрасный:
     Если в ком искра Божья горит,
     Кто о нашей рутине ужасной
     И невежестве сердцем болит,
     Кто страдает за наши пороки,
     К идеалу святому ведёт
     И горчайшие сыплет упрёки
     Всем, кто в пропасть толкает народ, -
     Мы того отвратительно травим,
     Гоним в ссылку, в могилу, в тюрьму,
     А по смерти торжественно ставим
     Мавзолей из гранита ему.
     Нашей русской натуре богатой
     На теченье веков наплевать.
     Мы стараемся, хоть поздновато,
     Мертвецу по заслугам воздать.
     И горят юбилейные плошки…..
     С умиленным, елейным лицом,
     Наподобье ошпаренной кошки,
     Мы хвалебные гимны поём.
     Сливки общества (жирные сливки)
     «Младших братьев» любезно зовут
     И читают умильно «отрывки»,
     И умильные речи ведут.
     Раздают пятаковые книжки,
     Безвозмездно портреты дарят,
     В промежутке зевка и отрыжки
     «На-ка, вот почитай!» говорят.
     Всё, что выше простого понятья,
     Им стараются растолковать.
     Ухмыляются младшие братья,
     Ухмыляются: как не понять!
     И когда, получивши подарки,
     По нетопленым хатам идут -
     Мастерят из брошюрок цигарки,
     А портрет на божницу кладут.
     Вы в восторге от вашей комедии!
     Да и как не куражиться вам:
     Вы искусств вековое наследие
     Разделили и тёмным умам.
     Манной кашкой кривляния скучного
     Вы помазали алчущий рот
     Тем, кто хочет лишь хлеба насущного,
     А для вас пироги отдаёт.
     Вы хвалиться торжественно станете,
     Что исполнили долг пред страной.
     Но, скажите, кого вы обманете
     Этой жалкой, ненужной игрой?
     Эту вашу шумиху уродскую
     Понимает рабочий и в ней
     Видит только затею господскую
     И затрату ненужных рублей.
     Ждёте вы, что на шею повесится
     Вам рабочий за этот трезвон?
     Нет: «От жиру... мы знаем, кто бесится»,
     Рассуждает скептически он.
     «Красноречья не надо елейного!
     Для чего огород городить,
     Коль, придя с торжества юбилейного,
     Мы не знаем, чем брюхо набить!»


     Комментарий от редакции сборника "Чаша страданий выпита до дна":
     Это стихотворение Ф. Чудакова органично вписывается в русло сатирической традиции начала XX столетия. Не раз использовал юбилеи известных писателей как повод для обличения лицемерия государственной политики и официозной прессы петербургский «Сатирикон». Специальные номера этого журнала были посвящены юбилеям Толстого, Чехова, Гоголя. Самый яркий и острый из них - 12-й (гоголевский) номер за 1909 г. На его обложке - рисунок известного карикатуриста Ре-Ми (Николая Ремизова) «В участке». Изображённый там городовой ждёт указаний от начальства по поводу столетнего юбилея автора «Мёртвых душ»: «Ваше благородие! На Толстого приказывали не пущать, на Суворина - тащить... Как теперь прикажете?» Как это ни парадоксально, «на Гоголя», казалось бы, крайне неудобного для неё, власть посчитала необходимым народ «тащить». В ряде материалов гоголевского номера проводится мысль, что государство использует авторитет русских классиков в собственных интересах - ради «освящения» существующего порядка. Пышные официальные торжества по случаю юбилеев стали для самодержавия способом препарирования, извращения творческого наследия великих авторов, формой выхолащивания из их произведений подлинного идейного смысла. В центральном материале гоголевского выпуска - «Юбилейной газете» - с помощью остроумного обыгрывания «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинели», «Мёртвых душ», авторы «Сатирикона» демонстрируют неувядающую актуальность произведений Гоголя. Юмористически и сатирически переиначивая классические гоголевские сцены и образы, сатириконцы превращали их в средство обличения современных российских порядков. Чудаков и здесь, обращаясь к той же самой теме, что и сатириконцы, расставляет иные смысловые акценты. Он пишет о непреодолимой пропасти, которая пролегает между «сливками общества», то есть господствующим классом, интеллектуальной элитой страны, и простым народом. А причина этого разрыва, как считает автор шпильки, - слепота, глухота, нечувствительность к народным страданиям, непонимание чаяний «младших братьев». Но самое главное - вошедшее в плоть и кровь российской интеллигенции лицемерие, заставляющее её «с умиленным, елейным лицом» вести «игру», ломать «комедию», принимая участие в казённых официозных празднествах. В представлении рабочих, ждущих от просвещённой части общества не пустого трезвона, а «хлеба насущного» (не только в буквальном смысле, разумеется), российская интеллигенция, источающая в угоду власти приторный елей, создающая «шумиху уродскую» вокруг очередного писательского юбилея, «от жиру бесится».

          

   

   Произведение публиковалось в:
   "Язва. Шпильки". Сборник стихотворений. - Благовещенск: Издал Д. Челеби. Типография т-ва Б.С. Залеский и Ко
   "Чаша страданий выпита до дна". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2016
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019