Эфиопская рулетка капитана Абраменко. Часть 01

   

     Танкер Черноморского флота «Иман» подходил к Порт-Саиду, где в 40 милях была точка рандеву с танкером Балтийского флота «Олекма», возвращавшимся после боевой службы в Красном море. Капитаны судов, знавшие друг друга по прежним совместным походам, заранее связались по радио. Информация капитана"Олекмы" Лебедева на этот день была вполне их устраивающей - на архипелаге Дахлак пока не стреляли. Именно пока, потому что обстановка там менялась с каждым днем и отнюдь не в лучшую для нас сторону. Шла война между эфиопскими правительственными войсками и эритрейскими повстанцами и верх явно брали эритрейцы.
     «Иман» был 25 января 1990 года направлен в Красное море для несения боевой службы в составе восьмой оперативной эскадры для заправки кораблей и снабжения нашей военно-морской базы на острове Нокра сроком на полгода,с последующим заходом в Абу-Даби для отдыха экипажа-голубая мечта всех черноморцев. Танкер «под жвак» загрузили в Севастополе топливом, пресной водой, мешками с почтой и другими грузами для эскадры и базы. Обычное дело для давно сплававшегося экипажа, каждый из моряков не один раз бывал в этих местах, но сейчас ситуация была не совсем ясной и это беспокоило капитана Владимира Абраменко. Танкер, хотя и нес флаг вспомогательного флота ВМФ, был укомплектован гражданским экипажем и не имел вооружения.
     В обычном режиме прошли в Суэцкий канал, потянулись привычные берега, селения, сменили лоцмана в Исмаилии, вошли в Горькие озера, отстояли там положенное время, пропустив встречный караван, и, наконец, впереди показались Суэц и Суэцкий залив. Капитан вздохнул спокойно и позволил себе расслабиться и сойти с мостика только после того, как танкер, покинув рейд Суэца, дал полный ход, держа курс на архипелаг Дахлак. Сказалось напряжение последних дней и он, прикорнув на диванчике в каюте, сразу провалился в сон. Он хорошо знал своих штурманов и механиков- эти не подведут. Не волновался и за танкер, добротно построенный финнами на верфях «Раума-Репола» в 1966 году и недавно прошедший ремонт. Он любил свое судно - «двухостровной» красавец, водоизмещением 6440т, нарядно выкрашенный по типу «белый верх - черный низ» с изящными обводами и надежной машиной «Бурмейстер ог Вайн», исправно выдававшей свои проектные 14 узлов. Не раз приходилось на нем испытывать жестокие черноморские штормы, тайфуны Атлантики и Индийского океана. А сколько было заправок боевых кораблей в Средиземке!
     Через четыре дня «Иман» вошел в бухту Губбет-мус-Нефит и северным проходом прошел к базе. Ошвартовались кормой к первому пирсу и начали перекачку топлива и воды в береговые цистерны. В подошедшие машины сгружали продовольствие и долгожданную почту в мешках. Островитяне, пожалуй, радовались этому больше всего – на пирс сбежалось все население, включая женщин и детей.
     Командир и замполит базы зашли в гости. Накрыли стол в капитанской каюте, поговорили о последних событиях и новостях севастопольской жизни. На острове, как обычно, стояла жара под 50 градусов, и жить нормально можно было только с кондиционерами. Впрочем, наши моряки быстро адаптировались к экстремальным условиям. Ходили черные от загара и поджарые - тропический зной быстро выгонял из тела лишнюю воду. Особенно интересно выглядели морские пехотинцы, идущие в караул - каски, бронежилеты на голое тело, шорты и тапочки « на босу ногу». Остров жил пока внешне спокойной жизнью, но напряжение уже чувствовалось во всем. Морские пехотинцы долбили в неподатливом известняке дополнительные огневые точки, капониры для танков и БМП, строили подземный командный пункт. Прибавилось и эфиопских кораблей, усиливалась и внешняя охрана побережья частями эфиопского спецназа.
     Танкер медленно поднимался над причалом из воды по мере того, как из него выкачивалось горючее. Вокруг него невозмутимо плавали и летали почти ручные пеликаны, которых постоянно подкармливали камбузными отходами моряки.
     Вечером Абраменко вызвали в штаб базы - пришла шифровка для него . После раздачи груза танкеру предписывалось идти в Аден для пополнения запасов горючего, пресной воды и закупки свежих овощей. Дальнейшую задачу поставят в штабе оперативной эскадры.
     Переход до Адена не занял много времени, всего пару дней, погода вполне благоприятствовала и, вскоре танкер бросил якорь на внешнем рейде. После прохождения портовых формальностей сразу же пришел приказ ошвартоваться у борта штабного корабля управления «Баскунчак» для передачи груза и заправки топливом. Командному составу танкера надлежало прибыть к заместителю командующего эскадрой для получения дальнейших указаний.
     Швартовка к борту «Баскунчака» прошла четко, пневмокранцы мягко спружинили, через борт сразу пробросили трапы с леерами, и началась разгрузка.
     Под борт штабного корабля сразу потянулись катера с наших кораблей - за почтой, каждый хотел получить заветный конверт с адресом «Москва-400».
     Проинструктировав вахтенного помощника по поводу отдачи топлива, и пресной воды, капитан с замполитом, старпомом и стармехом проследовали в адмиральский салон к заместителю командующего оперативной эскадрой контр-адмиралу Бояркину.
     Корабль управления «Баскунчак» (так же как и его систер-шипы «Тамань» и «Даурия») был переоборудован из лесовоза ледового класса и особым комфортом не отличался - кондиционеры были только в адмиральских каютах, да и те тянули еле-еле, так что ознакомление с обстановкой в Красном море проходило в более чем теплой обстановке.
     Капитан 1 ранга Иващенко, начальник разведки эскадры, стоя у карты, кратко ознакомил с обстановкой.
     Ситуация вокруг нашей базы на Нокре складывалась неблагоприятно. После недавнего захвата эритрейцами порта Массауа, где в руки повстанцев попала вся матчасть бригады береговой артиллерии и склады боеприпасов, обстановка в перспективе могла еще более осложниться- 130-мм орудия имели дальность стрельбы 28километров и могли на предельной дальности достать до острова.
     Остатки кораблей эфиопского флота и разбитых армейских частей перебазировались на острова архипелага Дахлак, в непосредственной близости с нашими позициями. И теперь при обстреле архипелага под огонь береговой артиллерии неизбежно попадут береговые сооружения и корабли базы. На десантном корабле на остров недавно были доставлены стройматериалы и сборные конструкции для долговременных огневых точек.
     Да и снабжение могло проводиться только по морю, при этом вся нагрузка ложилась на танкер, так как гражданские суда Минморфлота в зону боевых действий входить не могли. По сути дела, наш 933-й ПМТО оказался в блокаде, которую надо было прорывать. На сегодняшний день в проливах пока спокойно, эритрейцы проводят перегруппировку войск и перебазируют свой флот.
     «Иману» предстояло уже завтра перейти во внутреннюю гавань к бочке №1, загрузиться водой, топливом, принять баржу с грузом овощей и следовать в точку встречи с кораблями охранения. Затем в составе конвоя, под охраной артиллерийского катера АК-312 и морского тральщика «Разведчик», следовать через пролив Массауа к острову Нокра ."Разведчика" ,шедшего из Севастополя на боевое траление Персидского залива,срочно развернули по приказу ГШ ВМФ на Дахлак,в связи со сложившейся обстановкой.
     После инструктажа, явно не прибавившего оптимизма, Абраменко получил у «секретчика», старого знакомого мичмана Балко, запечатанные пакеты секретной почты для командира ПМТО и вернулся на танкер. Надо было готовиться к переходу.


          2021

   

     Далее:
     Часть 02 - Первый обстрел
     Часть 03 - Остров готовится к бою
     Часть 04 - Эвакуация семей
     Часть 05 - Обстановка осложнилась. Поход в Джибути
     Часть 06
     

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru