На пути к таёжной школе. 05 - Если ты не любишь север

   Ранее:
   На пути к тайжной школе. 04 - От Парижа до Усть-Нюкжи

   

     Известно, как много дала советская власть коренным малочисленным народам Севера: колхозы, норму выработки, трудодни и рацию на батареях. Взамен отняла у них детей, поместив в интернаты. В итоге из 160 окончивших национальную школу-интернат за последние 20 лет только каждый двадцатый работает в оленеводческой бригаде. Сегодня ситуацию пытаются исправить с помощью проекта «Кочевая школа», разработанного Александрой Лаврилье, создавшей такую школу в Тындинс-ком районе Амурской области.
     Справедливости ради следует сказать, что Александра здесь не первооткрыватель. Впервые модели таёжной школы и школьного охотничьего дома были созданы в конце 1980-х—начале 1990-хгодов. К тому времени произошла полная нивелировка эвенкийских школ, они перестали отличаться от школ для русскоязычного населения. Этому способствовало разрушение системы социального развития эвенкийских сёл в целом. Некогда зажиточные и самостоятельные, они были реорганизованы в совхозы с огромным управленческим аппаратом из числа заезжих чиновников. Вскоре сёла объявили неперспективными — такими же, как оленеводство и охоту. Выпускники эвенкийской школы не желали работать в тайге. Так у руководителя отдела образования Тындинского района А.Ф. Головина и директоров национальных школ Д.Ф. Мазурика и Е.Н. Емельянова родилась идея возродить настоящую эвенкийскую школу со всеми её атрибутами: изучением родного языка, наличием оленеводческого стада, пастбищ, охотничьего дома. Сначала подобные школы в виде передвижных таёжных классов для детей 7—9 лет появились в посёлках Усть-Нюкжа и Первомайский. Затем была организована таёжная школа для 1—9 классов.
     Ученик таёжной школы живёт в семье, выполняет домашние обязанности, включён в природосообразную жизнь, где действует по своим законам и правилам народная педагогика. Личность ребёнка формируется в процессе ухода за оленями, изготовления ловушек, охоты на пушных зверей, обучения обработке шкур, шитью меховой одежды и обуви, участия в так называемом «северном многоборье» (сюда входит бег с тиясуном, прыжки через нарты, метание маута, стрельба). Таёжная школа — один из рациональных путей формирования гармоничной личности, способной жить и работать в экстремальных условиях.
     Александра Лаврилье по сути воссоздала эту возникшую в 1990-е гг. модель, привнеся в неё информационные технологии, изучение иностранного языка и культуры международных отношений. Зная о неподдельном интересе к коренным народам Севера за границей, Александра написала проект и нашла поддержку у швейцарской фирмы «Ролекс». Весной 2006 г. производители знаменитых часов отправили свою киногруппу для съёмок фильма о кочевой школе в Усть-Нюкже. Летом готовая плёнка легла на стол руководства часовой фирмы. Бизнесмены из Женевы настолько вдохновились увиденным, что решили выделить амурским эвенкам спонсорскую помощь в размере ста тысяч долларов. Кроме оборудования для кочевой школы за счёт гранта Александра создала мультимедийные пособия по изучению эвенкийского языка и распространила их по всем национальным сёлам. Кроме того, она организовала запись эвенкийских песен на диск.
     В школе Александры Лаврилье эвенкийские дети получают начальное образование, живя в семейном кругу и ведя традиционный образ жизни. Они не страдают от разрыва с родителями и природой в важный период формирования своей личности, они не болеют в атмосфере «безмикробной» тайги и питаются исключительно полезными натуральными продуктами: олениной, ягодами, грибами, рыбой. Решая задачу развития способности ребёнка к самореализации как в условиях кочевой жизни, так и во внешнем социальном мире, Александра наряду с основными предметами начального образования даёт возможность изучать традиционные эвенкийские игры и ремёсла. У Саши и её мужа Паши в кочевой школе обычно занимается группа из 10-20 детей-эвенков с первого по четвёртый класс. Француженка преподаёт русский, французский и эвенкийский языки, её муж, признанный охотник и оленевод — всё, что знает и умеет, учитывая особенности и интересы детей.
     На уроках информатики школьники создают национальную мини-энциклопедию, куда помещают отснятые в тайге фотографии. Предварительно юные эвенки обрабатывают снимки на компьютере и затем дают описание на трёх языках: эвенкийском, русском и французском. В планах — организация обмена между воспитанниками Усть-Нюкжинской школы и учебных заведений Франции. Разрабатывается проект сотрудничества с коренными народами Чили.
     По свидетельству специалистов из отдела образования, дети-«таёжники» много читают, среди них нет отстающих, они собранны, аккуратны и значительно превосходят эвенков, обучающихся в интернате, по знаниям, умениям и житейским навыкам.
     Поставив проект «на крыло», сумев привлечь новые преподавательские кадры, сейчас создательница таёжной школы делит своё время между научной работой в Париже и преподаванием у эвенкийских детей.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №14». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2015