На пути к таёжной школе. 04 - От Парижа до Усть-Нюкжи

   Ранее:
   На пути к тайжной школе. 03 - Замуж за эвенка

   

     Первая монография Александры Лаврилье называлась «Шаманизм эвенков-оленеводов, охотников, рыбаков как форма взаимоотношений человека с природой». Сейчас она уже доктор этнографии, признанный в Европе специалист по малым народностям. К 2006 г. после десятилетнего сбора материала у разных кочевых групп южной Якутии и севера Амурской области Александра подготовила и издала монографию об эвенках постсоветского периода с интригующим подзаголовком «Как играть, чтобы выжить с шаманами и без шаманов».
     В своих научных работах этнограф стремится представить масштабную картину сегодняшнего эвенкийского сообщества, для которого понятие игры является центральным, хотя происходящие в жизни эвенков социально-экономические процессы мало располагают к игре. По словам Александры Лаврилье, экономическое положение эвенков стало таким, что остро стоит вопрос о выживании народа. Сегодня, как и сто лет назад, всё зависит только от упорства и удачливости самих эвенков, с трудом приобретающих заряды, охотящихся при любой погоде, живущих по нескольку месяцев в тайге, но не всегда добывающих зверя. Они по-прежнему ощущают, что жизнь зависит от природы. А это очень сильное чувство.
     Помимо научной работы, Александру привлекает сочинительство, ей хочется живым и доступным языком записать свои наблюдения над жизнью эвенкийской общины. Кроме того, она составляет словарь эвенкийского языка на французском.
     Когда Лаврилье возвращается в Париж и выступает с лекциями в университете, встречается с заинтересованными в проблеме выживания малых народов людьми, ей всегда удаётся вызвать у слушателей уважение к эвенкийскому народу. Друзья во Франции по кинокадрам, слайдам, рисункам, фотографиям узнают её друзей-эвенков, спрашивают о здоровье, передают приветы. Но такое уважительное отношение, по мнению Александры, редко встречается в России. Живущие поблизости от Усть-Нюкжи русские мало что знают об эвенках. У них нет любопытства, но есть обида, непонимание, недоброжелательность к соседям-эвенкам. А те высоко ценят гостеприимство, открытость, доверительность, готовность делиться с ближним, не оставлять его в беде. По словам Александры, ей хочется жить именно по таким эвенкийским законам.
     — Даже старики-эвенки знают, где находится Париж, кто такие Александр Дюма и Виктор Гюго. Они о многом спрашивают. Я только не могу ответить на вопрос молодых эвенков: почему огромная Россия оказалась очень маленькой для малых народов Севера?

          

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №14». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2015