Накипь дня 29 февраля 1912 года

               1
     Полярное море кипит и бурлит
     Под килем отважного «Фрама» [484].
     На судне победном Амундсен [485] летит
     В родную Норвегию прямо.
     Задумчивый пингвин, сидевший, дремля,
     На льдине, проснулся в мгновенье,
     И смотрит на флаг смельчака-корабля,
     И замер в немом удивленье.
     «Поз-звольте! Да как же?» — встревоженный мозг
     Работает сонно и туго:
     «Ужель растопились, как тающий воск,
     Все льдины полярного круга?
     Ужели ни айсбергов мощных гряда,
     Ни грохот полярной метели,
     Ничто не смутило дороги сюда
     Несчастным людишкам? Ужели
     Не сплющен в лепёшку в тисках ледяных
     Их жалкий, невзрачный ковчежец?»
     И долго он смотрит, сконфужен и тих,
     Туда, где несётся норвежец...


               2
     Под усиленной охраной,
     Чутко слушаясь руля,
     Режет волны океана
     Киль другого корабля.
     Встал на шканцах [486] тучный шкипер [487],
     Рулевому: «Эй, смотри!»
     Тучный шкипер брюхо выпер,
     А на брюхе — цифра «три».
     «Задний ход! Правее! Право! —
     Шкипер бешено орёт. —
     Море бурно и лукаво,
     Так скорее — задний ход!
     О, в предательском буруне
     Наш не сгинет пароход!
     "Остров Третьего июня" —
     Наша гавань! Задний ход!» [488]




     484. ...Под килем отважного «Фрама». — «Фрам» (норе. Fram — вперёд) — норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, построенная по проекту Фритьофа Нансена для нужд полярных исследований, в частности длительного дрейфа в паковых льдах. На «Фраме» в 1893-1912 гг. были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам.
     485. Амундсен Руаль (1872-1928) — знаменитый норвежский полярный исследователь. В 1910-1912 гг. руководил антарктической экспедицией, 14 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса.
     486. Встал на шканцах... — шканцы — помост либо часть верхней палубы в кормовой части судна, где обычно находится капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры.
     487. Шкипер — капитан, лицо, которому вверено управление судном. Под «тучным шкипером» автор фельетона подразумевает М.В. Родзянко, в год публикации произведения — председателя III Государственной думы.
     м «Остров Третьего июня» — / Наша гавань! Задний ход! — В аллегорической форме автор фельетона намекает на так называемый Третьеиюньский переворот 1907 г. — роспуск II Государственной думы и введение нового избирательного закона. Правительство и царь были недовольны деятельностью Думы, значительную часть которой составляли представители левых партий (эсдеки, эсеры, народные социалисты и примкнувшие к ним трудовики). 1 июня 1907 г. премьер-министр П.А. Столыпин потребовал от Думы санкции на арест 54 членов социал-демократической фракции, обвинявшихся в заговоре. Царь не стал дожидаться ответа от Думы и распустил её 3 (16) июня, одновременно изменив избирательный закон. По нему число депутатов от крестьян и рабочих сокращалось в два раза, существенно снижалось представительство от национальных окраин. Эти события принято называть государственным переворотом, поскольку в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 г. царь не имел права делать этого без согласования с Думой. Третьеиюньский переворот означал окончание революции 1905-1907 гг. Большинство в III и IV Думе, в отличие от I и II, составляли уже представители правых партий.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Литературно-политическая газета "Эхо". 1912. 29 февраля (13 марта). № 983
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019