Накипь дня 21 января 1912 года
1
От царицынских пенатов
Инок взят в пустынский плен [415]
Не воротится в Саратов
И строптивый Гермоген [416].
Два косматых мастодонта
Исчезают с горизонта,
И приволжская страна
Развлечений лишена.
Проводивши в путь туристов,
Пылом рвения горя.
Суетится частный пристав
Во дворе монастыря.
Он накладывает пломбы
На пустые катакомбы...
«Для чего испортил двор
Ты, отец Илиодор?»
2
Для истории — недолог
Ряд столетий, длинный ряд...
И грядущий археолог
Испечёт такой доклад:
«Перед Рюриком невдолге
Был курьёзный град на Волге.
На брегах царицы рек
Жил пещерный человек.
Я поплыл по атмосфере
В этот край седых холмов
И нашёл в одной пещере
Чью-то челюсть без зубов.
Чья? Похоже на центавра,
Зубра, мавра, бронтозавра.
В то же время быть могла
Нижней челюстью осла.
Чья же челюсть? Вот вопрос!
Вот что пишут нам о ней:
Это челюсть"мироносиц"
Ныне вымерших зверей.
Эти звери выли хором
Со своим Илиодором,
Когда тот, на бой готов,
Выл в соборе: "Бей жидов!"»
415. От царицынских пенатов I Инок взят в пустынский плен... — Имеется в виду Илиодор (в миру Труфанов Сергей Михайлович) (1880-1952), скандально известный политический и религиозный; деятель начала XX века, иеромонах русской православной церкви, один из руководителей черносотенного Союза русского народа. Наряду с лидером партии октябристов А.И. Гучковым, Илиодор — самый частый персонаж фельетонов Ф. Чудакова. Вот основные вехи его биографии, большая часть которых отразилась в произведениях сатирика. Илиодор окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи, в 1905-1906 гг. был иеромонахом в Почаевской лавре. Вскоре приобрёл большую популярность: на митинги, которые он устраивал, собирались огромные толпы, прежде всего крестьяне. В своих выступлениях иеромонах подвергал критике евреев и вообще инородцев, призывал к погромам, клеймил интеллигенцию, нападал на высших должностных лиц государства и церкви. В 1908 г. был переведён в Царицын (ныне Волгоград), однако и там не утихомирился. Получив покровительство саратовского епископа Гермогена, Илиодор развернул свою деятельность ещё шире. Его проповеди приобрели ему громадную популярность. Занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. В 1909 г. Синод запретил Илиодору служение, однако он проигнорировал распоряжение Синода, назвав его «беззаконным». В январе 1911 г. Синод постановил перевести Илиодора в один из монастырей Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился постановлению и выехал из Царицына. Через месяц бежал из Новосильковского монастыря, вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность. В течение 1911 г. он совершал паломничество через поволжские города в Саров, причём толпы его поклонников совершали буйства, избиения прохожих и т.п. В январе 1912 г. по постановлению Синода Илиодор был заточён во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В октябре 1912 г. обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры в православную церковь. В ответ Илиодор по постановлению Синода был расстрижен и освобождён из монастыря. Организовал одно из покушений на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева, дочерей которой Распутин обесчестил. Она выследила его в селе Покровском и ударом ножа вспорола Распутину живот. С 1914 г. Илиодор жил в эмиграции. После Октябрьской революции он предлагал свои услуги большевикам. В 1918-1922 гг. снова жил в Царицыне. Почувствовав опасность, бежал в США, где опубликовал записки о Распутине — «Святой чёрт». Умер в должности швейцара небольшой гостиницы.
416. ...Не воротится в Саратов / И строптивый Гермоген. — Имеется в виду Гер-моген (в миру Георгий Ефремович Долганёв; 1858-1918), российский церковный и общественный деятель, епископ Саратовский (с 1903). В Саратове по его благословению была основана в 1906 г. Монархическая партия, которая вскоре преобразовалась в местное отделение Союза русского народа. Позже Гермоген предал эту организацию анафеме. Гермоген являлся одним из самых консервативных русских архиереев начала XX в. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Предлагал отлучить от церкви Леонида Андреева, Дмитрия Мережковского, Василия Розанова. С 1911 г. — член Святейшего Синода. В 1912 г. обратился к Николаю II с письмом, содержавшим резкий отзыв о Григории Распутине. Вместе с иеромонахом Илиодором пытался заставить Распутина дать в церкви клятву прекратить общение с царской семьёй. Был сослан в монастырь и исключён из членов Синода. После Февральской революции, которую он резко осудил (назвав «мнимой пасхой»), был поставлен епископом Тобольским. В своих проповедях обличал большевиков. Был обвинён в тайной переписке с заключённой царской семьёй с целью их освобождения. 15 апреля 1918 г. был арестован, вывезен в Екатеринбург. За него был верующими внесён денежный залог, но все представители от прихожан были также арестованы. Из Екатеринбурга в июне 1918 г. был отправлен на пароходе обратно в Тобольск, но по пути сопровождающие приняли решение утопить Гермогена и других арестованных.
Произведение публиковалось в:
Литературно-политическая газета "Эхо". 1912. 21 января (3 февраля). № 954
"Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019