Накипь дня 21 января 1912 года

               1
     От царицынских пенатов
     Инок взят в пустынский плен [415]
     Не воротится в Саратов
     И строптивый Гермоген [416].
     Два косматых мастодонта
     Исчезают с горизонта,
     И приволжская страна
     Развлечений лишена.
     Проводивши в путь туристов,
     Пылом рвения горя.
     Суетится частный пристав
     Во дворе монастыря.
     Он накладывает пломбы
     На пустые катакомбы...
     «Для чего испортил двор
     Ты, отец Илиодор?»


               2
     Для истории — недолог
     Ряд столетий, длинный ряд...
     И грядущий археолог
     Испечёт такой доклад:
     «Перед Рюриком невдолге
     Был курьёзный град на Волге.
     На брегах царицы рек
     Жил пещерный человек.
     Я поплыл по атмосфере
     В этот край седых холмов
     И нашёл в одной пещере
     Чью-то челюсть без зубов.
     Чья? Похоже на центавра,
     Зубра, мавра, бронтозавра.
     В то же время быть могла
     Нижней челюстью осла.
     Чья же челюсть? Вот вопрос!
     Вот что пишут нам о ней:
     Это челюсть"мироносиц"
     Ныне вымерших зверей.
     Эти звери выли хором
     Со своим Илиодором,
     Когда тот, на бой готов,
     Выл в соборе: "Бей жидов!"»




     415. От царицынских пенатов I Инок взят в пустынский плен... — Имеется в виду Илиодор (в миру Труфанов Сергей Михайлович) (1880-1952), скандально известный политический и религиозный; деятель начала XX века, иеромонах русской православной церкви, один из руководителей черносотенного Союза русского народа. Наряду с лидером партии октябристов А.И. Гучковым, Илиодор — самый частый персонаж фельетонов Ф. Чудакова. Вот основные вехи его биографии, большая часть которых отразилась в произведениях сатирика. Илиодор окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи, в 1905-1906 гг. был иеромонахом в Почаевской лавре. Вскоре приобрёл большую популярность: на митинги, которые он устраивал, собирались огромные толпы, прежде всего крестьяне. В своих выступлениях иеромонах подвергал критике евреев и вообще инородцев, призывал к погромам, клеймил интеллигенцию, нападал на высших должностных лиц государства и церкви. В 1908 г. был переведён в Царицын (ныне Волгоград), однако и там не утихомирился. Получив покровительство саратовского епископа Гермогена, Илиодор развернул свою деятельность ещё шире. Его проповеди приобрели ему громадную популярность. Занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. В 1909 г. Синод запретил Илиодору служение, однако он проигнорировал распоряжение Синода, назвав его «беззаконным». В январе 1911 г. Синод постановил перевести Илиодора в один из монастырей Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился постановлению и выехал из Царицына. Через месяц бежал из Новосильковского монастыря, вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность. В течение 1911 г. он совершал паломничество через поволжские города в Саров, причём толпы его поклонников совершали буйства, избиения прохожих и т.п. В январе 1912 г. по постановлению Синода Илиодор был заточён во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В октябре 1912 г. обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры в православную церковь. В ответ Илиодор по постановлению Синода был расстрижен и освобождён из монастыря. Организовал одно из покушений на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева, дочерей которой Распутин обесчестил. Она выследила его в селе Покровском и ударом ножа вспорола Распутину живот. С 1914 г. Илиодор жил в эмиграции. После Октябрьской революции он предлагал свои услуги большевикам. В 1918-1922 гг. снова жил в Царицыне. Почувствовав опасность, бежал в США, где опубликовал записки о Распутине — «Святой чёрт». Умер в должности швейцара небольшой гостиницы.
     416. ...Не воротится в Саратов / И строптивый Гермоген. — Имеется в виду Гер-моген (в миру Георгий Ефремович Долганёв; 1858-1918), российский церковный и общественный деятель, епископ Саратовский (с 1903). В Саратове по его благословению была основана в 1906 г. Монархическая партия, которая вскоре преобразовалась в местное отделение Союза русского народа. Позже Гермоген предал эту организацию анафеме. Гермоген являлся одним из самых консервативных русских архиереев начала XX в. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Предлагал отлучить от церкви Леонида Андреева, Дмитрия Мережковского, Василия Розанова. С 1911 г. — член Святейшего Синода. В 1912 г. обратился к Николаю II с письмом, содержавшим резкий отзыв о Григории Распутине. Вместе с иеромонахом Илиодором пытался заставить Распутина дать в церкви клятву прекратить общение с царской семьёй. Был сослан в монастырь и исключён из членов Синода. После Февральской революции, которую он резко осудил (назвав «мнимой пасхой»), был поставлен епископом Тобольским. В своих проповедях обличал большевиков. Был обвинён в тайной переписке с заключённой царской семьёй с целью их освобождения. 15 апреля 1918 г. был арестован, вывезен в Екатеринбург. За него был верующими внесён денежный залог, но все представители от прихожан были также арестованы. Из Екатеринбурга в июне 1918 г. был отправлен на пароходе обратно в Тобольск, но по пути сопровождающие приняли решение утопить Гермогена и других арестованных.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Литературно-политическая газета "Эхо". 1912. 21 января (3 февраля). № 954
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019