Педагогическое

               ...Принять меры к тому, чтобы учащиеся имели бодрый, соответствующий детскому возрасту вид.
               Циркуляр приморского инспектора


     Был Митюха толстогубый,
     Неотёсанный да грубый —
     Сущее бревно!
     Руки — крюки, рожа — печка,
     А под носом — точно свечка,
     Это... как оно?
     Щёки — грязны, как онуча [506],
     На носу веснушек куча,
     Словно мелкий мак.
     Неуклюжий да пузатый,
     Ломит прямо, как сохатый,
     Этакий вахлак! [507]
     Проезжал «его скородье»
     По посёлкам «чернородья» [508],
     Митьку увидал.
     Вымыл руки скипидаром,
     Разразился циркуляром,
     В школы разослал.
     Год один прошёл, не боле,
     И теперь в народной школе —
     Модный магазин.
     Митька стал такой затейный,
     Разбитной, галантерейный,
     Прямо — «осподин».
     Был невежей, был челдоном,
     А теперь одеколоном
     Прыскает спинжак.
     Стиснул поясом фигурку,
     Танцевать могёт мазурку,
     Вальс и краковяк.
     Матерится очень редко,
     Что ни слово — то конфетка:
     «Вы-с? Чего-с? Куда-с?»
     По речам и по манерам
     Стал Митюха кавалером
     С пяток и до глаз.
     Тон и лоск отменно светский...
     Даже лошади соседской
     Говорит он «вы».
     Да, недаром эти бары
     Рассылают циркуляры!
     Вот мы каковы!




     Проблемы образования, просвещения — в числе особо значимых для Чудакова: к ним он обращается с завидным постоянством. Отчасти это, видимо, объясняется тем, что жена сатирика, Варвара Ипполитовна, была учительницей в народной школе и держала Фёдора Ивановича в курсе того, что происходило в данной сфере: рассказывала о неутихающем реформаторском зуде, беспрестанных министерских нововведениях — по большей части бестолковых или даже вредных, о том, что министр народного просвещения Л.А. Кассо и его подчинённые, в том числе на местном, областном уровне, уповают лишь на силу казённых бумаг, подменяя реальную помощь школам циркулярами.
     506. Онуча — портянка, кусок плотной ткани, которой обматывали ногу до колена при ношении лаптей.
     507. Вахлак (разг., бран.) — неотёсанный, грубый, неряшливый, малокультурный человек.
     508. ...По посёлкам «чернородья»... — чернородье (устар.) — то же, что простонародье: простые люди, принадлежащие к непривилегированным сословиям; чернь; чёрный народ, плебс.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Литературно-политическая газета "Эхо". 1912. 14 (27) марта. № 995
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019