Реставрация
Известный старец Григорий Распутин с высочайшего разрешения изменил свою фамилию на «Григория Нового» [383].
Из газет
Объят печалью велию [384],
Во келии [385] под елию
Сидел анахорет [386]
И в горестном бессилии
Ругал свою фамилию —
Источник всяких бед!
«Ой доля, доля слёзная!
Весьма тенденциозная
И не религиозная
Мне кличка суждена!
"Рас-пу-тин!" Волей демона
Теперь известна всем она,
Как имя старца странного
И специально — банного [387].
"По шёрстке" ли она?
Соблазн по миру носится.
Начальство "купоросится" [388]
И даже "мироносицы" [389]
Теперь бегут меня! Как прать против лукавого? [390]
Фамилью надо заново,
Фамилию серьёзную,
Не так тенденциозную...
От прежнего духовного
Распутника греховного
Освобожуся я...
Пускай "Григорья Нового"
От ярлыка бедового
Отскоблят мне друзья».
383. ...Григорий Распутин с высочайшего разрешения изменил свою фамилию на «Григория Нового». — Прошение на высочайшее имя об изменении своей фамилии на Рас-nvmuH-Новых, ссылаясь на то, что многие его односельчане носят ту же фамилию, из-за чего могут быть недоразумения, Григорий Распутин подал ещё в декабре 1906 г. Тогда же оно было удовлетворено.
384. Объят печалью велию... — велию (церк.-слав.) — великой.
385. ...Во келий... — келия, келья (vcmap.) — отдельная комната монаха, монахини в монастыре: в переносном значении — уединённое и скромное жилище, комната.
386. Анахорет (греч. anachoret, от ana — в сторону, и choreo — иду) — отшельник, монах, пустынник, ведущий уединённую жизнь. Слово это употребляется в фельетоне Чудакова в ироническом смысле.
387. ...И специально — банного. — Намёк на «банные» скандалы — слухи об оргиях, которые устраивал Г.Е. Распутин в банях.
388. «Купоросится» (простор.) — буквально — краснеет лицом; в переносном значении — выражает недовольство, сердится.
389. «Мироносицы» — женщины — поклонницы руководителя какой-нибудь религиозной секты. Иногда, как и в данном случае, используется в ироническом смысле. В церковном контексте, мироносицы — женщины, приносившие, согласно Евангелию, миро для помазания тела Христа.
390. Как прать против лукавого? — Прать (устар.) — выступать, напирать, переть; обычно использовалось в составе устойчивого выражения «прать против рожна» — то есть действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, поражение. Рожон — заострённый кол, укреплённый в наклонном положении.
Произведение публиковалось в:
Литературно-политическая газета "Эхо". 1912, 5 (18) января, № 941
"Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019