Что думает антерпренёр, когда ему не спится

     В тёмную ночь, что нависла над городом
     Будто бы траурный флёр,
     В мягкой постели, с разорванным воротом
     Мечется антрепренёр.
     Мечется бедный, кряхтит, чертыхается,
     Ждёт - не поют петухи.
     Всё-то бедняге грехи представляются,
     Против искусства грехи.
     «Охти [99], мне грешному, ох, окаянному,
     Стыд мне уделом и срам!
     К фарсу и шаржу я свёл балаганному
     Светлой эстетики храм!
     В жадной погоне за лишней копейкой
     Я не гнушался ничем!
     И с порнографией, этой злодейкой,
     Чуть не связался совсем!
     Черти грозят мне жестокою банею,
     Быть мне в ответе большом.
     Как-то я ставил "Амур и компанию",
     Там ведь почти нагишом!
     Часто в спектаклях давал комбинацию
     Сала и грязи иной [100].
     Ох, и влетит же мне за профанацию
     От Мельпомены [101], ой-ой!
     Охти мне, грешнику, охти мне, цинику!
     Кожу мне черти сдерут!
     Чую, уж скоро свезут меня в клинику,
     Там уж мне, значит, капут!»




     Едва ли не с первых дней появления на Амуре Ф. Чудаков очень живо реагировал на события театральной жизни Благовещенска, отзывался на многие спектакли: рецензиями (см., например, рецензию «Кинжальные слова» - в коммент. к фельетону «На тему дня»), фельетонами («На тему дня», «Весёлый народец!», «В балете» и др.), сатирическими ремейками на поставленные в столице Приамурья пьесы популярного в 1910-е гг. драматурга Е. Чирикова («Колдунья», «Царь природы»), короткими, чаще всего язвительными заметками и репликами в разных рубриках журнала «Колючки», стихотворными поздравлениями («Дорогому юбиляру, Александру Николаевичу Каренину, слава и многие лета!»). Имена амурских актёров, антрепренёров часто упоминаются в его газетных и журнальных материалах. Судя по всему, фельетон «Что думает антрепренёр, когда ему не спится» обращён к одному из известных в Приамурье антрепренёров И.М. Арнольдову, но для того, чтобы придать произведению более широкий смысл, автор не называет имя того, кого имеет в виду.
     99. Охти (разг., сниж.) - междометие выражающее сожаление, недовольство и т.п. То же, что «ох».
     100. Сало (здесь в значении сальность) - непристойное, грубо-циничное выражение; грязь иная (то есть «грязь» не в буквальном, а в переносном значении) - безнравственность, аморальность.
     101. Мельпомена - в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии; позже стала символом театрального искусства.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Литературно-политическая газета "Амурский край". 1909. № 56. 13 (26) марта
   "Чаша страданий выпита до дна". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2016