Колдунья

     Фантастическая пьеса в шести картинах,
     из коих четыре только подразумеваются.
     Наше с Чириковым сочинение [35]


          Картина первая
     Сцена: болото русской действительности.
     На сцене разная нечисть, вроде октябристов [36], умеренно-правых и т.п., которая под видом кочек густо рассыпалась по болоту. Густые сумерки и скверный запах. В отдалении хохочет Дубровин [37]. Ноет выпью Илиодор [38]. Квакает «Русское знамя» [39]. Для вящего устрашения зрителей на пень можно посадить Толмачёва [40], но не всякому антрепренёру это по карману.
     Старая мельница кряхтит и кашляет, видимо тоже трусит. Жуть.


        Современная пресса под видом Амфеи сидит и плачет:
     Ох, родимая моя матушка!
     За кого меня замуж выдала?
     За немилого ли да за идола…..
     За постылого за уродушку!
     Ему соску сосать,
     Да затылок чесать,
     А не нежить-лелеять молодушку!
     Пропадает краса моя девичья…..
     Угасают от слёз мои оченьки!..

        Алексей, в рабочей блузе и с кипой книг под мышкой. Парень с головой:
     Погляди на меня! Королевич я!
     Много есть у меня силы-моченьки!
     Ты поди ко мне, моя сужена!
     Насладимся ночными мы чарами!

        Амфея:
     Я не сужена, я обужена,
     Укорочена я циркулярами.
     Не могу пойти, Алексеюшка!
     Не сойдёт эта с рук мне затеюшка!
     Муженёк-урод забранит меня!
     Свёкор-батюшка уморит меня!

        Алексей:
     Полно, Феюшка, быть трусихою!
     Полно корчить тебе девку тихую!
     Помнишь пятый год [41]? Ну же, будь смелей!
     Погуляем-ка мы середи полей!

        Амфея:
     Нет, Алёшенька! Не пойду с тобой!
     Пусть одна в слезах изойду тоской!


     Алексей, пожимая плечами, уходит. Амфея хнычет.


        Мельник, в красной рубахе, с большим брюхом, только что вернувшийся с 4-го торгово-промышленного съезда:
     Ну, Амфея, руки в боки!
     Топни о землю ногой!
     И в весёлом кек-уоке [42]
     Загарцуем мы с тобой!
     Полно плакать! Не пристала
     Ясным глазкам мокрота!
     Плюнь на Ваньку - толку мало
     Тра-та-та! та-та! та-та!
     (Хочет обнять)

        Амфея:
     Убирайся! Как не стыдно
     Лезть к невестке каждый день!
     Из ума ты выжил, видно,
     Безобразный старый пень!

        Мельник:
     Хоть и старый, да дубовый,
     И упругий, точно кряж!
     Будешь дурой бестолковой,
     Коль на Ваньку променяшь!
     Дай влепить в лебяжью шею
     Мне безешку [43] хоть одну!
     (Хочет влепить)

        Амфея:
     Уходи! А то огрею
     Вот поленом, только ну!

        Ваня, в лодке, смастерённой из листов «Речи» [44], трусливо плывёт по болоту. К Амфее:
     Препочтенная супруга!
     Вынь из лодочки меня!
     Нынче лов удался туго:
     Окунь, ёрш и два линя!

     Водяные булацели [45]
     Морды [46] илом занесли
     И четыре дня в неделе
     Просидел я на мели!

        Мельник, к публике:
     Он - Кикимора! Уверю я
     В этом русских мужиков:
     Его матушка «Доверие»,
     А папаша Милюков! [47]

        Ваня, со слезами:
     Рок меня тиранит вечно!
     Глянь, вода-то как чиста.
     Уж в такой воде, конечно,
     Не поймаешь ни черта!

     Если б малость помутнее -
     Наловил бы через край!

        Мельник:
     Полно хныкать! Эй, Амфея!
     Ужин живо собирай!


     Перед порогом избушки на курьих ножках запоздалая семья совершает свой поздний ужин. Мельник пьёт что-то из бутылки. Наливает чарку, подносит Амфее:


     Накось, выпей чарку зелия,
     Для забавы, для веселия!
     Это зельице - субсидия…..
     Пей!.. Иль сделаюсь в обиде я!

        Амфея:
     Не пивала я от роду
     И не буду николи!

        Мельник:
     Ну, а я глушу, как воду!
     Ай, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

        Ваня, трясясь в лихорадке:
     Ой, опять пришла трясучка!
     Видно, снова компромисс!

        Мельник:
     Ну, тебе такая штучка
     Не впервые! Не журись!

        Ваня, вставая:
     Эй. Амфея! Дай водицы!
     Не придётся и поспать:
     Надо две передовицы
     Мне для «Речи» написать.
     Уходит.

        Мельник, ущипнув Амфею:
     Ой, не баба - право слово!
     Ядрениста, как орех!

        Амфея:
     Что ты, свёкор, лезешь снова?
     Безобразник, как на грех!


     Идёт колдунья. Занавес в ужасе падает.



          Картина последняя

     Старый лес. Ни зги не видно. Темно, как в душе союзника. Входит с заступом Мережковский [48] и ищет клад, но, конечно, не находит. Ворчит, плюётся, уходит.


        Колдунья вводит за руки Алексея и Амфею:
     Ну-с, теперь на этом камне
     Посидим часок-другой…..
     Я же - скроюся. Пора мне
     Убираться на покой!


     Сажает молодых людей на могильный камень, под которым погребено Свободное Слово. Алексей вздрагивает.


        Амфея:
     Алёша, что такой печальный?
     Чего боишься ты? Не трусь!
        Колдунья:
     Друзья мои! Совет прощальный
     Я вам подам и уберусь:
     Амфея, ты бойка не в меру!
     Хоть часик смирно посиди
     И здесь сидящему эсеру [49]
     Ты отдаваться погоди!
     Когда Володя [50] на трибуне
     Три раза крикнет петухом -
     Вы не пугайтесь - это втуне!
     Он в этом деле ни при чём!
     Когда елейным октябристом
     Пред вами некто заюлит -
     Вы знайте: с форменным нечистым
     Вам увидаться предстоит!
     Но не робейте! Ждите: скоро
     Цветок распустится, тогда…..
     Ну, да довольно разговора -
     Моё почтенье, господа!
     Уходит. В отдаленье слышится печальное пение:
     Со святыми упокой…..
     Рабу твою конституцию…..
     Идеже несть болезни…..


     Проводив колдунью глазами, Алексей и Амфея прыскают со смеху и убегают.


        Выбегает Мельник. У него в руках Гололобовский законопроект о неприкосновенности личности [51]. Кричит:
     Ну, где они? Давай скорее!
     Рука зудит! Рука зудит!
     Единый взмах - у Алексея
     Башка слетит….. слетит….. слетит!


     Бежит в лес. Входит Мережковский с заступом. Только что он копнул землю под камнем - расцветает папоротник, гремит гром, сверху на верёвке спускается удавившаяся Свобода Слова. Мережковский удирает.


        Крик Мельника за сценой:
     Ура! Убил! Одним субъектом
     Крамольным меньше на Руси!
     О, с Гололобовским проектом
     Шутить вас Боже упаси!


     Амфея падает в обморок. Хохочет Дубровин. Ноет выпью Или-одор. Квакает «Русское знамя». Жуть…..




     35. Стихотворный фельетон «Колдунья» строится на обыгрывании сюжета популярной в начале XX в. драмы-сказки Е.Н. Чирикова «Колдунья» (1907). В основе сюжета произведения Чирикова - история молодой женщины Амфеи, которая любит красавца и удальца Алексея, но выдана замуж за нелюбимого - тщедушного и инфантильного Ивана. Амфея становится объектом домогательств своего свёкра - мельника, который пытается привязать её к себе приворотным зельем, изготовленным старой колдуньей. Болезненный Иван умирает, а мельник силой овладевает снохой. Злая колдунья берётся помочь старику избавиться от молодого соперника: она отправляет Алексея и Амфею в лес на поиск травы, которая якобы сделает юношу невидимым и позволит ему тайно встречаться с возлюбленной. Её тайный умысел состоит в том, чтобы обманом заключить их в волшебный круг, к которому колдунья собирается направить одержимого страстью и ревностью мельника. Однако из-за того, что Амфея в последний момент не решается снять с себя крестик, колдовские чары оказываются бессильны: влюблённые вырываются из круга и уходят в лес, чтобы там соединиться. В финале пьесы заставший их врасплох мельник убивает Алексея, а безутешная Амфея оплакивает своего любимого.
     Очевидно, Босяк рассчитывал, что читателям «Колючек» драма Е. Чирикова известна, в противном случае эффект от остроумных перекличек произведений пропадает. Вся соль заключается именно в параллелях, в сопоставлениях.
     36. Октябристы (Союз 17 октября) - право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торгово-промышленной буржуазии, существовавшая в 1905-1917 гг. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов. Название партии восходит к Манифесту, изданному Николаем II17 октября 1905 года.
     37. Дубровин Александр Иванович (1855-1921) - русский политический деятель крайне правого, черносотенного толка, один из основателей и руководителей Союза русского народа; издатель и редактор партийной газеты «Русское знамя».
     38. Илиодор (в миру Труфанов Сергей Михайлович) (1880-1952) -скандально известный политический и духовный деятель начала XX в., иеромонах русской православной церкви, один из руководителей черносотенного Союза русского народа.
     39. «Русское знамя» (1905-1917) - черносотенная газета , орган Союза русского народа, на страницах которого пропагандировались монархические идеи, критиковалась деятельность либеральных и лево-радикальных политических сил, публиковались антисемитские материалы. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для Русских».
     40. См. коммент. к шпильке «Сколько их!..»
     41. Намёк на первую русскую революцию.
     42. Кек-уок (кэк-уок, кекуок) (англ. cakewalk, буквально - прогулка с пирогом) - модный в начале XX в. танец американских негров под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины, с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками и синкопированным ритмом.
     43. Безешка - поцелуй.
     44. «Речь» - ежедневная газета, выходившая в 1906-1917 гг., центральный орган партии кадетов.
     45. Булацели - в буквальном смысле - известный русский дворянский род; в данном контексте - обитатели подводного царства.
     46. Морда - рыболовная снасть-ловушка, сплетённая из прутьев.
     47. Милюков Павел Николаевич (1859-1943) - известный русский историк и социолог, публицист и политический деятель, один из организаторов и лидеров кадетской (конституционно-демократической) партии (официально - «партии народной свободы»), редактор её печатного органа - газеты «Речь», депутат Государственной думы III и IV созывов.
     48. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) - один из основателей русского символизма, известный русский прозаик, поэт, критик, историк, религиозный философ и общественный деятель.
     49. Эсер - член партии социалистов-революционеров.
     50. РечьидётоВладимиреМитрофановичеПуришкевиче (1870-1920) -политическом деятеле крайне правого толка, монархисте и черносотенце, одном из основателей Союза русского народа и Союза Михаила Архангела. Пуришкевич, являвшийся депутатом Государственной думы II, III и IV созывов, приобрёл скандальную известность своими выходками на заседаниях Думы - в том числе петушиным криком с трибуны.
     51. Имеется в виду законопроект о неприкосновенности личности, одним из основных разработчиков которого был Яков Георгиевич Голо-лобов (1855-1918) - известный государственный и политический деятель, депутат III Государственной думы, в которую он был избран как октябрист.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   Литературно-сатирический журнал "Колючки". № 7.1910. 24 января. С. 4
   "Чаша страданий выпита до дна". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2016
   "Чудаков - Накипь дня". Сборник стихов и прозы под редакцией А.В. Урманова. - Благовещенск, 2019