Три встречи с Леонидом Завальнюком

     Вот как состоялась первая: в 1969-м моя двоюродная сестра Люба, студентка Хабаровского медицинского института, приехала погостить в Райчихинск. Зная, что я интересуюсь бардовской песней, Люба познакомила меня с незатейливой песенкой о любви, в которой постоянно повторялась строчка «Осторожно, листопад!».
     — Её пели столичные студенты,—рассказала сестра, — автора они не знали. Поэтому, если хочешь, назовём её «Песенкой московских студентов». Люба напела, я тут же подобрал мотив и выучил слова. А потом при любой возможности старался её исполнить. Популяризировал, так сказать, произведение неведомого автора.
     Правда, смущали две слабые рифмы: свечи—москвичка. Вот что продиктовала Люба:
     Тополя горят, как свечи. Сколько рыжего огня! Синеглазая москвичка Загляделась на меня.
     Жаль, расстраивался я, хороший вроде автор. А вот до профессионального уровня не дотянул…..
     Лет через пять, не помню где, мне попался текст любимой песенки, но там уже было по-другому: «Тополя горят, как СПИЧКИ». «Спички — москвичка» — нормальная рифмовка.
     «Всё правильно, — успокоился я. — Автор, и вправду, изначально хороший. Но когда песня пошла в народ, кто-то подзабыл слова, кто-то не расслышал и т.д.».
     А как фамилия автора? Какой-то Завальнюк. Нет, никогда не слышал раньше. Надо запомнить…..
     В 1970-м я окончил школу, поступил в Хабаровский институт культуры и поехал на отработку в колхоз. Там из нас, первокурсников, преподаватели сколотили агитбригаду (мол, в институте зачтётся). Я играл на баяне, пел Высоцкого и Визбора, свои песни и, разумеется, «Песенку московских студентов».
     На следующий день после концерта в сельском клубе мы с Вовкой Лесниковым (оба очкарики и чрезвычайно худющие) разгружали машину. После третьего мешка с мукой (вес каждого — 50 кг) еле передвигали ноги, согнулись, нос чуть ли не на уровне колен. А рядом с грузовиком стоят две полные румяные женщины лет по тридцать, щелкают семечки, хихикают. Когда я поравнялся с ними, одна насмешливо фыркнула: «Это тебе, студент, не "Листопад" петь».
     Я потом при встрече с Леонидом Андреевичем рассказал эту историю, и он долго хохотал.
     Что я помню о второй встрече.
     Если не ошибаюсь, это был 1985 год. Иду по Благовещенску, навстречу—руководитель киноклуба, интереснейший человек Володя Жижин. Хватает за руку:
     «Пойдём со мной. В редакции "Амурского комсомольца" сейчас начнётся встреча московского поэта Заваль-нюка с амурской интеллигенцией. Он здорово читает стихи! Не пожалеешь….»
     Пошёл. И не пожалел. Но, признаюсь честно, не скажу, что после той встречи Завальнюк стал моим любимым поэтом. Были интересные образы, метафоры….. Читал он глуховато и несколько однообразно. Это не удивительно. Большинство поэтов неважно читают свои произведения. Мне, например, больше нравится, как читает Евгений Евтушенко, как читали Есенин и Маяковский. Из амурских поэтов больше всех мне импонирует чтение стихов Игорем Игнатенко.
     Хорошо запомнилось окончание той встречи в «Амурском комсомольце»: московский поэт предложил задавать ему вопросы. «Все, кроме одного, - уточнил он. — Терпеть не могу, когда спрашивают: "Что вы любите читать? Какие прозаики, поэты вам интересны? Какую последнюю книгу прочли?"»
     И тут наступила полная тишина. Ни одного вопроса. Люди как будто онемели. Может быть, некоторые робели: перед ними известный столичный стихотворец, на его тексты написаны популярные песни, которые исполняют звёзды советской эстрады, а они — всего лишь обычные амурчане…
     Завальнюк поёжился и снова обратился к нам: «Что же вы молчите? Задавайте вопросы. Хоть какие. Любые, вы слышите, любые!»
     И снова — тишина. Было заметно, что Леонид Андреевич начал сердиться, он, видимо, не привык к такому завершению своих поэтических встреч.
     Оглядев слушателей, Завальнюк вздохнул: «Любые вопросы задавайте, пожалуйста, любые!»
     «Ах, уже любые, - подумал я и улыбнулся. - Чего ж сразу-то людей напугали, Леонид Андреевич? И то нельзя задавать, и это! Вот и боятся теперь выглядеть нелепо… .. Но с этим делом надо заканчивать!»
     — Леонид Андреевич, — обратился я к нему, — вы только что дважды разрешили задавать любые вопросы. Это правда?
     Он взглянул на меня, обрадовался, что молчание наконец-то прервано, и согласно кивнул.
     — Ну, тогда у меня такой вопрос: «Что вы любите читать, какие авторы вам интересны?»
     Ух, как он сверкнул на меня глазищами! Но кто-то из слушателей хохотнул, напряжение вмиг спало, и всё дальше пошло как по маслу. Вопросы посыпались один за другим. Завальнюк едва успевал отвечать…..
     Третья встреча, заключительная.
     Весной 2004 года в Благовещенском педуниверси-тете Завальнюк проводил мастер-класс со студентами, пробующими себя в поэзии. Узнав об этом, решил взять у него интервью. На тот момент я работал корреспондентом отдела социальных проблем и культуры в газете «Амурская правда». Но в редакции сведущие люди стали отговаривать от визита к Завальнюку: «По непонятным причинам он давно не любит нашу газету и ни за что не даст тебе интервью для "Амурки". Но если всё же хочешь добиться своего, не говори ему, из какой ты газеты».
     И вот с фотокором «АП» Володей Стеганцевым мы приходим в БГПУ и застаём московское светило, к которому жадно прислушиваются начинающие стихотворцы вуза. Когда закончилось занятие, я подошёл к Леониду Андреевичу, представился, сказал, откуда я, а он….. никакого неудовольствия не выказал. Я поставил перед ним диктофон, и поэт ответил на все интересующие меня вопросы.
     27 марта интервью с Леонидом Андреевичем появилось в «Амурке» под заголовком «Мы пришли к За-вальнюку, к стихотворцу-земляку» и с фотографиями Стеганцева. А через неделю Марк Либерович Гофман сообщил мне: «Звонил из Москвы Завальнюк, сказал, что ему очень понравилось интервью в "Амурской правде". Говорит: "Передай Александру Бобошко от меня большое спасибо!"»
     Были у меня с Леонидом Андреевичем и ещё встречи, но о них я расскажу когда-нибудь в другой раз.

          1996

   Произведение публиковалось в:
   Альманах "АМУР №15". - Благовещенск: Издательство БГПУ, 2016