Масана

     В большой средней школе поселка Вера Николаевна была самым молодым педагогом. Её стаж уже насчитывал срок в три с половиной месяца. Она учила третьеклассников.
     - Мне уже девятнадцать лет! - говорила она громко, а потом чуть тише добавляла, - скоро будет!
     В педагогическом колледже она была отличницей, и получила Красный диплом. Она была просто напичкана теоретическими знаниями, считала, что она вполне владеет мастерством обучения и воспитания, а в учительской иногда громко перечисляла приемы педагогического воздействия. Знала она их ровно двенадцать. Именно столько их было описано в учебнике по педагогике.
     - Дети не роботы! Каждый ребенок - индивидуальность. С одной меркой ко всем не подойдешь!
     Так говорила Вере Николаевне учительница с тридцатилетним стажем Полина Ивановна.
     Молодая учительница ничего не возражала, но с опытным педагогом была не согласна. И как она только работает, если уже не помнит ни один из приемов педагогического воздействия! Ужас!
     На календаре была середина декабря. Вторая четверть уже подходила к концу. Закончились занятия первой смены. Вера Николаевна занималась со своим классом во вторую смену, она шла в свой класс с большой сумкой, в которой были проверенные тетради, самодельные пособия к урокам, книги для дополнительного чтения. Школьный коридор был пустым.
     Вдруг, дверь в одном из классов широко распахнулась, и в коридор на огромной скорости выбежал первоклассник. Очевидно, он оставлен был на дополнительные занятия и только минуту назад был отпущен на свободу!
     - Стой! Куда ты мчишься с такой скоростью. Ты разве не знаешь, что в школе бегать нельзя!
     Вера Николаевна вспомнила лекцию по педагогике. Воспитывать - значит предъявлять разумные требования. Пустые запреты не производят на личность воспитуемого должного воздействия. Нужно обязательно обосновывать любой запрет.
     - Знаешь, почему бегать нельзя?
     - Нет, - сказал первоклассник тихо.
     - Я тебе сейчас объясню! Ты можешь столкнуться с кем-нибудь и ударить его очень сильно. Потому что ты разгоняешься, приобретаешь ускорение.Сила удара равна произведению массы на ускорение. И ты можешь головой ударить так, как кувалдой, понял?
     - Понял.
     - Что ты понял?
     - Ну, это... Когда бежишь наступает масана... Ну, и голова - как кувалда, вот..
     - Какая масана? Масса на ускорение!
     Вера Николаевна вначале хихикнула тихо, потом хихикнула громче, а потом залилась на весь коридор своим неподражаемым звонким смехом! Эффект педагогического воздействиям этим безудержным смехом был сведен к нулю.
     - Давай с тобой договоримся о том, что ты по школе бегать не будешь, потому что я тебя об этом очень сильно прошу! Это опасно и для тебя и для окружающих.
     Мальчик посмотрел на учительницу доверчиво и серьезно кивнул. И он пошел в школьную раздевалку шагом. Он себя сдерживал изо вех сил. А учительница смотрела ему вслед.
     - Эх, масана! Нужно прислушиваться к тому, что говорит Полина Ивановна, - сказала вечером Вера своим подругам в общежитии, - теория теорией, а практика имеет свои оттенки!