Чудо ораторского мастерства

     Это случилось в тот год, когда окончилась Великая Отечественная война. В середине первой четверти в пятом классе появился новенький. Как водится, его привела перед началом уроков завуч школы. На фоне заштопанных на коленках брючат у мальчишек и заплаток на локтях у девчонок, новичок выглядел нарядным: костюмчик был сшит из перелицованной формы папы – лагерного начальника, и на шее у новенького был не пионерский, а гражданский галстук. Такую деталь одежды местные ребятишки раньше видели только в кино и у столичных весьма высоких начальников. Да ещё мамаша новенького пришла разнаряженная в трофейный костюм. Для детей войны наряды мамы с сыном показались невиданной роскошью. Ученики сразу отнесли новенького в особый разряд и потеряли к нему всякий интерес. Никто даже не спросил, откуда он приехал.
     Учительница освободила новичку место на второй парте рядом с девчонкой – тихоней, и этим ограничилась. Никто не проявил к новенькому никакого интереса и на перемене. Он так и просидел на своём месте, положа руки на коленки…
     Через два дня его, наконец-то, вызвали отвечать у доски. Всем интересно было послушать новенького. Обычно пятиклассники скороговоркой выкладывали выученный урок и с сознанием выполненного долга бежали на своё место.
     Новенький вышел не спеша, степенно прокашлялся и неторопливо почти дословно пересказал заданное на дом. Класс замер: так отвечать у них никто не умел! Учительница в великом восторге прочитала подопечным лекцию об ораторском мастерстве, припомнив не только Цицерона, но и фонвизинского «Недоросля», и поставила новичку отличную оценку. Мамаша, пришедшая после уроков за сыном, выслушала восторженную речь учительницы с заметным удивлением, но ничего не сказала.
     На всех последующих редких вызовах к доске нарядный сынок папаши – начальника откашливался, неторопливо давал ответ, получал отличные оценки и смотрел на одноклассников с большим превосходством. Никто его уже не слушал, ибо его умение говорить так рассудительно для одноклассников казалось недосягаемым. У новенького появилось редкое для сельской школы прозвище – Оратор.
     Но однажды в конце четверти отличница Ульянка ушибла на физкультуре коленку. И на следующем уроке думать о чём-то постороннем ей не хотелось. Отличница невольно стала слушать вызванного к доске новенького, который целый месяц так и оставался новеньким, потому что с ребятами не подружился. На какой вопрос учительницы он отвечал, Ульянка не запомнила – не её же вызвали отвечать! Но то, что новенький с чувством толком и расстановкой говорил, сначала вызвало её великое удивление, а потом безудержный смех. Она захихикала в кулачок, получила заслуженное замечание от учительницы, что-то писавшей в журнале и до того одобрительно кивавшей головой в такт речи новенького. Ульянка практически никогда не получала замечаний по поведению, поэтому оно было непривычно её одноклассникам. На их вопрошающие взгляды прошептала: «Слушайте!»
     И понеслись смешки из конца в конец класса. Учительница возмутилась, подняла на ноги «зачинщицу» и спросила с великим недовольством, в чём дело? Ульянка ответила:
     - Послушайте, что он говорит!
     И весь класс захохотал в голос. Учительница прикрикнула на учеников, перестала писать и стала слушать ответ вызванного ученика. То, что она, наконец, услышала, вызвало у неё такой гнев, что пятиклассники замерли. Ученик с выражением солидности произносил …бессмысленный набор слов из заданного урока! Учительница, ранее убаюканная размеренной речью и занятая писаниной в журнале, теперь, не выбирая выражений, ругала нерадивого ученика, но тот смотрел мимо неё в окно и никак не реагировал. Когда учительница выдохлась и отправила Оратора на место, он одарил Ульянку ненавидящим взглядом, но увидел в ответ пару мальчишеских сжатых кулаков и отвернулся… Отличница, занятая новорожденной идеей овладеть ораторским мастерством, ничего не заметила.
     …Когда мамаша пришла за своим сыном после уроков, на Оратора обрушился такой гнев учительницы, что одноклассники выскочили в коридор и подслушивали оттуда. А мамаша спокойно сказала:
     - Сын всегда плохо учился, поэтому его и в пионеры не приняли… Не случайно же он носит цивильный галстук. Удивительно, что он так хорошо ответил в первый раз. В предыдущей школе считали, что он не способен учиться! Теперь я поняла, что он – просто лентяй…
     Ульянка пришла со школы, поделилась с домашними своим желанием стать оратором, и отец прнёс ей из библиотеки Цицерона. Отличница, набрав камешков в рот, усиленно громко произносила наизусть тексты речей великого оратора древности. А потом отец принёс сборничек крылатых слов и выражений, который сначала отодвинул Цицерона с камешками на второй план, а потом вытеснил его из обычного обихода Ульянки. Пользоваться крылатыми выражениями оказалось престижнее и …по совету Цицерона понятнее слушателям.
     Вспомнила Ульяна Михайловна об ораторском мастерстве новенького пятиклассника, когда на старости лет услышала получасовую речь «с чувством, толком и расстановкой» солидного товарища на тему, которую можно было изложить двумя короткими предложениями. Оратор повторял одно и то же по несколько раз, меняя только порядок слов в предложениях.
     Но к тому времени пенсионерка знала такое суждение по поводу ораторского искусства:
     - Очень просто говорить о простых вещах сложно, но очень сложно говорить о сложных вещах просто. «Владеет даром графоман облечь понятное в туман…»
     Кроме того, долгая жизнь научила Ульяну Михайловну не только анализировать сказанное, но и понимать, по какой причине товарищ «развыступался». Кому-то важно высказать своё мнение, а кому-то хочется обратить на себя внимание публики или начальства. Вот он и старается длинной размеренной речью придать себе больше значимости, усыпить внимание слушателей, как это делал новенький пятиклассник в Ульянкиной школе.
     Так что ораторское мастерство – дело неисчерпаемое! Век живи и век учись!