Смысл жизни или урок по Ильину

     В класс входит учитель и записывает на доске тему: «Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым (по роману Л. Толстого «Война и мир»)». Обращается жизнерадостно к десятиклассникам:
     – Сегодня на уроке мы поразмышляем, в чем смысл жизни. Свои мысли выражайте естественно, открыто. Применим так любимый нами прием мозгового штурма. Итак, что вы думаете, Машенька? В чем, по-вашему, смысл жизни?
     Машенька снимает со своей руки руку сидящего рядом юноши, не спускающего с нее влюбленного взгляда, и очень-очень нежным голоском говорит:
     – Замуж бы удачно выйти… да детей побольше, как у Натальи Ростовой-Болконской-Безуховой. Ну, вы знаете… из «Войны и мира» Льва Николаевича.
     – Правильно, Машенька, но не только в этом же? Еще.
     Встает сидящий рядом юноша:
     – Согласен с Марией. Надо дом срубить, я в переносном смысле. Правильно я говорю, Машенька?
     Девушка кивает в знак согласия.
     – Детей родить, откормить, – горячится воодушевленный юноша.
     – Вскормить, – поправляет учитель.
     – Ну, я и говорю – закормить. И жизнь их устроить. А потом внуки, внучки пойдут и…
     Учитель перебивает:
     – Хорошо, хорошо. А вы, Арнольд, в чем видите смысл жизни?
     Встает качок:
     – Бицепсы наращу, как у Шварценеггера, а потом они меня кормить будут...
     Учитель грустно:
     – Ну что же? Каждый имеет право на свое мнение. Но что-то мы все о еде да о еде. А вы, Саша?
     – Здоровье у меня того… Для меня смысл – вылечиться. И тогда, как говорят на Кавказе, было бы здоровье, а остальное будет.
     – Понятно. Еще кто как думает? По-другому, – уточняет учитель.
     – Я по-другому думаю. Карьеру сделать – вот смысл жизни. Двадцать исполнится – баллотироваться в депутаты пойду. Я уже обещания сочинил, – достает пачку бумаг, – сейчас зачитаю…
     Учитель испуганно:
     – Не надо, не надо. Мы верим, верим. А вы, Марианна?
     Восторженная, шикарно одетая, завитая и накрашенная:
     – Любовь! Любовь! Самое высокое человеческое чувство, – закрывает глаза, класс расцветает в улыбках, – а семья – она не обязательна. Более того, она даже мешает…
     – Ясно, ясно. А вы, Христина?
     – Я думаю, что главное – подготовить себя к иной, потусторонней жизни. Да, да, не смейтесь. Вера в Бога – только для этого можно жить.
     Спор разгорается.
     – Неправда все это. Нужно жить для людей. Спасать их, а не себя. Лечить, учить и получать от этого наслаждение.
     Услышав слово наслаждение, вскакивает юноша с супердовольным лицом:
     – Я согласен с предыдущим оратором. Наслаждение – вот подлинный смысл жизни. Вкусно поел – насладился. В бане крапивным веником постегался – опять насладился. В проруби зимой поморжевал – еще больше насладился. А после всех наслаждений еще и вздремнул сладко. Кайф!
     Звонкий девичий голос:
     – А я славы хочу, славы…
     – Да здесь я, здесь, – шутит парень сзади.
     – Не хами, пожалуйста. Чтобы знали меня все. На улице пальцем показывали: «Вон знаменитая Бобрикова Глория идет» (фамилию я изменю, когда замуж выйду). А деньги – тьфу.
     – Деньги – тьфу? Тебе что, психиатра вызвать? Ну, задела за живое! Да без денег себя мужчиной не почувствуешь. А если они в кармане, мужиком себя осознаешь, – горячится молчун с предпоследней парты.
     – Дача у моря. Да? Мерседесики-бесики. Да? Ресторанчики-диванчики? А кто Родине служить будет? Американцы флаг даже на джинсах с обратной стороны носят. А у нас флаг только на мэрии и увидишь. Совсем про Родину забыли.
     – Я с тобой, Олег. Главное – законность в стране установить. Кого надо – посадить. Именем закона.
     – Позвольте возразить, уважаемый прокурор. Свобода. Это сладкое слово – СВОБОДА. Геологом буду. Ни квартирной коробки, ни семьи. Ветер и горы. Не поступлю на геолога – в бомжи подамся. СВОБОДА!!!
     – Да, да. Я с тобой, Славик. Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения. Эх, друзей бы побольше – и ничего не надо, – вздыхает девушка.
     – А я просто учиться хочу. Высшее образование получить и работу интересную.
     – Правильно, Татьяна, я тоже буду служить идее эмансипации. Хочу освободить всех женщин на земле от домашнего рабства. Буду бороться за матриархат, и точка, – поддерживает ее девушка, чем-то напоминающая Геракла.
     – Я вот тоже над этим смыслом жизни думаю. Зачем живу? Мир этот сумасшедший зачем? Люди? Я зачем? Вот пойму, зачем все это, и успокоюсь, буду счастлив, – глаголет в минорном ключе высокий, длинный, худой.
     – А я пессимист. Поэтому заявляю прямо – нет смысла жизни. Нету-у.
     – Верно, Игорь, нету, – неожиданно соглашается с ним учитель.
     Все опешили от такого окончания дискуссии. У одного жвачка превратилась в шар по причине незакрытого рта. Шар, надувшись, лопнул, как выстрел гаубицы. После выстрела наступила нехорошая тишина.
     Учитель прищурил хитро глаз:
     – Нет единого смысла жизни. У каждого он свой.
     Все облегченно вздохнули, весело зашушукались.
     – Скажу больше. Смысл жизни изменяется в процессе жизни – и не один раз, как у Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир», который мы с вами и обсудили.
     Звенит звонок.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №03». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2004