Смысл жизни или урок по Ильину
В класс входит учитель и записывает на доске тему: «Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым (по роману Л. Толстого «Война и мир»)». Обращается жизнерадостно к десятиклассникам:
– Сегодня на уроке мы поразмышляем, в чем смысл жизни. Свои мысли выражайте естественно, открыто. Применим так любимый нами прием мозгового штурма. Итак, что вы думаете, Машенька? В чем, по-вашему, смысл жизни?
Машенька снимает со своей руки руку сидящего рядом юноши, не спускающего с нее влюбленного взгляда, и очень-очень нежным голоском говорит:
– Замуж бы удачно выйти… да детей побольше, как у Натальи Ростовой-Болконской-Безуховой. Ну, вы знаете… из «Войны и мира» Льва Николаевича.
– Правильно, Машенька, но не только в этом же? Еще.
Встает сидящий рядом юноша:
– Согласен с Марией. Надо дом срубить, я в переносном смысле. Правильно я говорю, Машенька?
Девушка кивает в знак согласия.
– Детей родить, откормить, – горячится воодушевленный юноша.
– Вскормить, – поправляет учитель.
– Ну, я и говорю – закормить. И жизнь их устроить. А потом внуки, внучки пойдут и…
Учитель перебивает:
– Хорошо, хорошо. А вы, Арнольд, в чем видите смысл жизни?
Встает качок:
– Бицепсы наращу, как у Шварценеггера, а потом они меня кормить будут...
Учитель грустно:
– Ну что же? Каждый имеет право на свое мнение. Но что-то мы все о еде да о еде. А вы, Саша?
– Здоровье у меня того… Для меня смысл – вылечиться. И тогда, как говорят на Кавказе, было бы здоровье, а остальное будет.
– Понятно. Еще кто как думает? По-другому, – уточняет учитель.
– Я по-другому думаю. Карьеру сделать – вот смысл жизни. Двадцать исполнится – баллотироваться в депутаты пойду. Я уже обещания сочинил, – достает пачку бумаг, – сейчас зачитаю…
Учитель испуганно:
– Не надо, не надо. Мы верим, верим. А вы, Марианна?
Восторженная, шикарно одетая, завитая и накрашенная:
– Любовь! Любовь! Самое высокое человеческое чувство, – закрывает глаза, класс расцветает в улыбках, – а семья – она не обязательна. Более того, она даже мешает…
– Ясно, ясно. А вы, Христина?
– Я думаю, что главное – подготовить себя к иной, потусторонней жизни. Да, да, не смейтесь. Вера в Бога – только для этого можно жить.
Спор разгорается.
– Неправда все это. Нужно жить для людей. Спасать их, а не себя. Лечить, учить и получать от этого наслаждение.
Услышав слово наслаждение, вскакивает юноша с супердовольным лицом:
– Я согласен с предыдущим оратором. Наслаждение – вот подлинный смысл жизни. Вкусно поел – насладился. В бане крапивным веником постегался – опять насладился. В проруби зимой поморжевал – еще больше насладился. А после всех наслаждений еще и вздремнул сладко. Кайф!
Звонкий девичий голос:
– А я славы хочу, славы…
– Да здесь я, здесь, – шутит парень сзади.
– Не хами, пожалуйста. Чтобы знали меня все. На улице пальцем показывали: «Вон знаменитая Бобрикова Глория идет» (фамилию я изменю, когда замуж выйду). А деньги – тьфу.
– Деньги – тьфу? Тебе что, психиатра вызвать? Ну, задела за живое! Да без денег себя мужчиной не почувствуешь. А если они в кармане, мужиком себя осознаешь, – горячится молчун с предпоследней парты.
– Дача у моря. Да? Мерседесики-бесики. Да? Ресторанчики-диванчики? А кто Родине служить будет? Американцы флаг даже на джинсах с обратной стороны носят. А у нас флаг только на мэрии и увидишь. Совсем про Родину забыли.
– Я с тобой, Олег. Главное – законность в стране установить. Кого надо – посадить. Именем закона.
– Позвольте возразить, уважаемый прокурор. Свобода. Это сладкое слово – СВОБОДА. Геологом буду. Ни квартирной коробки, ни семьи. Ветер и горы. Не поступлю на геолога – в бомжи подамся. СВОБОДА!!!
– Да, да. Я с тобой, Славик. Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения. Эх, друзей бы побольше – и ничего не надо, – вздыхает девушка.
– А я просто учиться хочу. Высшее образование получить и работу интересную.
– Правильно, Татьяна, я тоже буду служить идее эмансипации. Хочу освободить всех женщин на земле от домашнего рабства. Буду бороться за матриархат, и точка, – поддерживает ее девушка, чем-то напоминающая Геракла.
– Я вот тоже над этим смыслом жизни думаю. Зачем живу? Мир этот сумасшедший зачем? Люди? Я зачем? Вот пойму, зачем все это, и успокоюсь, буду счастлив, – глаголет в минорном ключе высокий, длинный, худой.
– А я пессимист. Поэтому заявляю прямо – нет смысла жизни. Нету-у.
– Верно, Игорь, нету, – неожиданно соглашается с ним учитель.
Все опешили от такого окончания дискуссии. У одного жвачка превратилась в шар по причине незакрытого рта. Шар, надувшись, лопнул, как выстрел гаубицы. После выстрела наступила нехорошая тишина.
Учитель прищурил хитро глаз:
– Нет единого смысла жизни. У каждого он свой.
Все облегченно вздохнули, весело зашушукались.
– Скажу больше. Смысл жизни изменяется в процессе жизни – и не один раз, как у Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир», который мы с вами и обсудили.
Звенит звонок.
Произведение публиковалось в:
«АМУР. №03». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2004