Проказник в живописи

     Если бы Николай Савченко проживал в средние века, то был бы героем плутовских романов — с его лёгкостью восприятия мира, изящностью живописных проделок и кажущейся бесшабашностью. Этакий проказник в живописи. Он иронически переосмысливает общеизвестные постулаты, подвергая сомнению прописные истины, а потом сомневаясь в своих сомнениях. Он продолжает творить собственное «Я», маскируя его картинами. Удастся войти, проникнуть в них — и вы сумеете попасть во внутренний мир художника. Попасть — и заплутать как в густом смешанном лесу: уж очень там непроходимые заросли.
     Создавая свои работы, Николай подтрунивает над нами, «пришпиливая» листочки бумаги к холсту булавками, а потом смеётся, наблюдая, как обманутый зритель пытается вытащить нарисованную булавку из нарисованного же листочка….. Всё это—внешний обман, «заманиха», ловушка, капкан, которыми он притягивает, привлекает зрителя к душевному труду, к попытке разгадать тайный смысл написанного. Как настоящий художник, он не может не говорить загадками, а потому грустно улыбается, видя, как слишком буквально воспринимают его серию «Камешки»: мол, нарисовал груду булыжников… .. Или понимающе вздыхает, осознавая, что карикатурно-бытописательские на первый взгляд серии «Правила» и «Сага деревенская» плоско примеряют к «Моральному кодексу строителя коммунизма» или к «Домострою»...
     При этом Николай совершенно не переживает по поводу того, что многие его творения воспринимаются слишком поверхностно….. Он понимает: придёт и их черёд… .. Потому-то в его работах никаких выводов и оценок, всегда знак вопроса: а ну-ка, сообрази, о чём это я? Лукавствуя, этот проказник от живописи заставляет зрителя, всматривающегося в его картины, вдруг увидеть собственное отражение.
     Когда смотришь на его работы, кажется, что автор зашёл за штору и, иронически скалясь, подсматривает (совершенно в духе плутовского романа!) за нами. И неожиданно —выглянет оттуда и покажет всем нос.
     В русской культуре художника Савченко можно сравнить со скоморохом: смело, едко, глубоко - и слеза в уголке глаза…
     Он — сдаётся мне — один из самых ярких амурских мистификаторов-художников.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №14». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2015