О пользе непрофильных знаний

   

     Ни одно, на первый взгляд, бесполезное и непрактичное познание не является лишним, ибо жизнь непредсказуема в своих проявлениях.
     Расскажу на своем примере. Я рано начал интересоваться самолетами и кораблями – наверное, как все пацаны-шестидесятники советского периода. Романтика морских походов дальних перелетов и таежных туманов не давала покоя.
      Решение стать летчиком превратилось в навязчивую идею, стоило мне случайно полететь на Як-12 лесной охраны, и пилот дал мне подержаться за штурвал двойного управления. Светлый круг пропеллера, дрожь штурвала в руках, проносящийся внизу лес-это было незабываемо.


     Я читал все, что связано с авиацией, строил летающие модели планеров с резиномотором, качался на кольцах, тренируя вестибулярный аппарат - но все рухнуло на первой же медкомиссии.
      Ревматизм, искривление носовой перегородки и зрение 0,9 поставили четкий крест на всех мечтаниях, закрыв путь в летные и морские учебные заведения. Плюс весьма посредственные результаты в точных науках. Оставалась медицина. Мудрая мама подсказала, что медики нужны везде-и в авиации и во флоте.


     Я закончил медицинское училище и отправился в армию, защищать небо Дальнего Востока. В зенитно-ракетных частях, которые как известно и сами не летают и другим не дают ,было развито изучение авиации вероятного противника. Из секретных справочников (спасенных мной из кочегарки) и найденных на чердаке санчасти «Военных зарубежников» я почерпнул массу познаний о зарубежной и советской авиации. А способности к рисованию часто избавляли меня от караулов и дневальства, поскольку я оформлял командные пункты дивизионов , рисуя самолеты в трех проекциях с тактико-техническими данными.


     Потом медицинский институт во Владивостоке и неуемное желание отправиться в море, испытать себя в серьезных делах. Более всего подходил военный флот, но мне рекомендовали суда обеспечения ВМФ, где я гарантированно и до посинения не буду вылезать из морей . Так я очутился сначала врачом на ледоколе ТОФ «Илья Муромец» ,где прошел серьезную морскую школу и «живьем» увидел японские боевые самолеты и корабли (которых тоже изучал по справочникам).
     Потом, получив визу на загранплавание, на танкере ТОФ «Илим», «загримированном» под танкер-раздатчик Дальневосточного пароходства, мы пошли на ремонт в Марсель. По дороге встречались и авианосцы с их палубной авиацией и базовые противолодочные «Орионы» ,а в Средиземке и вовсе весь спектр европейской авиации. Только успевай их различать!


     Очутившись в увольнении я был просто ошарашен обилием глянцевых журналов с великолепными иллюстрациями на авиационные темы . Поразило и обилие пластиковых моделей кораблей и самолетов всех времен и народов. По сравнению со скудным советским ассортиментом здесь был просто рай. Разумеется, я накупил всего этого богатства, невзирая на удивленные взгляды моряков судна, в основном утолявших «товарный голод». Почти полгода мы провели во Франции. Наконец, обновленный «Илим» покинул Марсель и отправился на боевую службу в Индийский океан.
     Не успели мы покинуть терводы Франции, как над нами появился американский «Орион». Меня позвали на мостик ,как обычно определять что там летает для записи в судовой журнал, и тут-то настал час моего триумфа.
     
     Важно приложив бинокль к глазам, разглядев лошадиную голову ,нарисованную на киле, я начал изрекать:
     -Самолет Локхид Р-3С «Орион» ,(привел название авиакрыла, фамилию командира экипажа),арендован Францией у США на срок 6 месяцев, аэродром базирования Ним-Гаррон . Назначение-патрулирование зон базирования 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР у побережья Ливии и Туниса, слежение за подводными лодками.
     На мостике воцарилось недоуменное молчание. Я отложил бинокль и гордо продефилировал в свою амбулаторию. Минут через десять ко мне подошел наш контрразведчик (замаскированный в судовой роли под третьего штурмана, капитан-лейтенант Саша Ощупкин) и задал мне ожидаемый вопрос
     -Откуда ты это взял?
     - Аналитическая работа с открытыми источниками!
     - А конкретно?
     Пришлось вытащить журналы «Интеравиа» и «Ле фанатик д, Авиасьон». Там были заметки об этом «Орионе» с фотографиями, полной характеристикой этого самолета и его экипажа. Саша внимательно просмотрел журналы:
     -Так они же на французском языке!
     -Саша! В основе французского и итальянского лежит латынь, а у меня в институте была по ней «пятерка». Да и преподавательница было просто красавицей - вот и я старался! Как видишь-пригодилось…


     Посмеялись немного. С тех пор , даже перейдя на другие танкера бригады, меня всегда вызывали на мостик для опознавания типов всего летающего и плавающего.
      Особенно мне везло на танкере «Владимир Колечицкий» - то слежка за авианосцем» Мидуэй», потом за «Энтерпрайзом» ,то визуальный контроль за учениями «Тим Спирит» возле тервод Южной Кореи, потом за базой на Диего-Гарсия. Научился отличать в тумане и ночью по звуку «Фантомы» от «Томкэтов». Много еще было интересного.


     Однажды даже поспорил с офицерами с разведкорабля, что опознаю самолеты со всего их справочника. Опознал, выиграл бутылку коньяка (за отсутствием такового был заменен адекватным объемом «шила»). Разумеется, употребили вместе - за флотское братство.
     Но на пороге уже стояли «лихие девяностые», флот начал ощутимо угасать, дальние походы сократились, пришлось сойти на берег.
     На берегу была уже другая, рутинная работа чиновника от медицины, а по получению второго образования – и экологического эксперта.
     Но, с другой стороны, появился дом, семья и стабильность. Появилась возможность реализовать свое старое хобби заняться моделизмом , собирать коллекцию моделей кораблей и самолетов, появились друзья-единомышленники. Даже создали городской клуб моделистов, делаем выставки по праздникам.
     Сейчас у меня на полках под стеклом стоят 250 моделей самолетов всех времен и народов, есть ,разумеется, и корабли. Висят под потолком американский Р-3С»Орион» (тот самый, с лошадиной головой на киле) и японский Р-2J «Нептун», как напоминание о прошлых морских походах.
     И это отнюдь не мешает мне и в писательской работе, просто отдыхаю душой, собирая какую-нибудь модельку и погружаясь в совершенно другой мир,где есть и походы и полеты. Пусть и виртуальные!

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru