Бой в нейтральных водах

     1952 год. Разгар Корейской войны. Но боевые действия шли не только на Корейском полуострове. Американские боевые корабли постоянно находились в Японском море, крейсировали в нейтральных водах близ побережья Приморья, американские боевые и разведывательные самолеты постоянно летали вдоль границ, нередко прорываясь вглубь территории, и тогда в воздухе шли настоящие бои, в которых потери несли обе стороны. Последние исследования сделанные на основании ряда рассекреченных документов той поры, дают основание сказать, что в корейской войне принимали участие и летчики морской авиации Тихоокеанского флота, причем не только в небе Кореи, но и в боях по защите воздушных рубежей советского Приморья. В боях в небе Кореи, а также над водами Желтого и Японского морей, в том числе и в районе Владивостока, погибло 13 морских летчиков.
     13 июня в 1952г. над Японским морем близ советских берегов исчез РБ-29. После
     этого Посольство США в Москве направило запрос о наличии в СССР каких-либо сведений о пропавшем самолете, но не получило ответа. Развивать эту щекотливую тему правительство США не стало, родственникам сообщили, что самолет пропал без вести. Позднее стало известно, что он был сбит над советскими территориальными водами - в 180 километрах южнее Владивостока советским истребителем МИГ-15.
     В этом же году американцы потеряли еще один РБ-29 вместе с экипажем,сбитый 7 октября в районе Курильских островов. Бомбардировщики были сбиты огнем истребителей МиГ-15, причем первыми всегда огонь из крупнокалиберных пулеметов открывали американские бортстрелки - нашим самолетам предписывалось стрелять только в пределах своей территории и в ответ.
     А 18 ноября 1952г. в районе мыса Гамова на Дальнем Востоке произошел воздушный бой между американскими палубными истребителями с авианосцев ВМС США, находившемся в 100км от советского побережья, и советскими истребителями МИГ-15 5-го Военно-морского флота (позднее ТОФ) ВМФ СССР.

     18 ноября 1952г. в штабе флота была получена информация, что недалеко от наших берегов в нейтральных водах Японского моря появились американские авианосцы «Принстон» CV-37 и «Орискани» CV-34 с кораблями сопровождения, составлявших авиационное ударное соединении, держащее курс к границе наших территориальных вод. Затем флотскими РЛС в 14.17 была обнаружена группа самолётов, летящих по направлению к границе.
     В 14.38 эта группа самолётов начала движение курсом на север в сторону нашей территории. Для их перехвата с аэродрома Унаши (в 5километрах от Находки) вылетела четверка истребителей МиГ-15 781 истребительного авиационного полка 165 истребительной авиадивизии ВВС ТОФ. Самолеты пилотировали командир звена капитан Н.М. Беляков, старшие лейтенанты Б.В.Пушкарёв, А.И. Вандаев и В.И. Пахомкин.
     Несмотря на более чем шестидесятилетний срок, прошедший со дня этого инцидента подробности боя до сих пор не известны.
     Существуют параллельно две официальные версии тех лет – советская и американская.
     В донесении штаба ТОФ в Москву говорилось:
     "В 14 часов 17 минут была обнаружена группа неизвестных самолетов южнее мыса Гамова. В 14 часов 38 минут эта группа самолетов начала движение курсом на север в сторону нашей территории.
     В 14 часов 48 минут командир авиазвена капитан Беляков доложил с воздуха, что два самолета заходят в хвост и что вступает с ними в бой. После этого связь с истребителями прекратилась.
     Как установлено, воздушный бой произошел на высоте 6 тыс. метров над морем в 30-35 км от побережья мыса Гамова и в 10-15км от нашей морской границы.
     Из четырех истребителей на аэродром возвратился один, который во время боя оторвался от своих самолетов. Другой, вследствие отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в воздушном бою не участвовал. Летчик погиб. Остальные два самолета предположительно сбиты американцами".

     Американская версия столкновения несколько отличается от нашей:

     «Утром 18 ноября 1952 года операторы РЛС крейсера «Helena» засекли большое количество высокоскоростных целей, приближающихся с севера. В 13 часов 29 минут было определено от 16 до 20 самолётов, шедших с севера.
     В 13.36 лейтенант Е. Рейс Уильяме, командир 2-го звена, доложил, что видит семь МиГов. Ему поступило указание: набрать высоту и следовать курсом на северо-восток. Поднявшись на высоту, командир звена F-9 заметил четыре самолёта противника, направляющихся в сторону авианосца. МиГи открыли огонь. Командир звена направил свой самолёт в середину строя противника и тоже открыл огонь. Один из МиГов задымился и вошёл в штопор.
     Все семь МиГов вступили в бой. И два американца были отсечены от основных сил. Третий начал подъем для помощи своим товарищам, однако не успел: был повреждён лейтенантом Роулэндсом.Лётчик Уильямс видел, как с подбитого МиГа выбросился лётчик с парашютом, о чем незамедлительно сообщил на базу.Лейтенант Уильяме повернул на базу. Но при подходе к основным силам его самолёт был ошибочно обстрелян своим эсминцем.
     Результаты боя следует признать успешными, так как в недавнем воздушном бою сбиты дваМиГа и один повреждён».
     (Неясно, откуда взялось такое количество МиГов) .
     Четыре палубных истребителя F-9F USN VF-781 произвели взлёт с авианосца "Орискани" и по наведению с самолёта ДРЛО AD-3W «Скайрейдер» вышли на перехват четырех неопознаных целей. Неопознаные самолёты сближались с кораблями 77-го оперативного соединения, в результате чего был сделан вывод об их враждебных намерениях. Идентифицировав противника, как истребители МиГ-15, лётчики F-9F-5 осуществили превентивную атаку и подбили один самолёт. К этому времени в бой включились еще 4 «Пантеры» и 4 истребителя «Бэнши»F2F2 из VF-11. .В завязавшемся бою ещё два МиГа были сбиты".

     По мнению некоторых морских летчиков, в т.ч. командира эскадрильи 781 иап В. Чувалаева, наши американских самолётов просто не видели и нападения не предполагали. Летели в правом пеленге: ведущий – ведомый, ведущий – ведомый. Когда оказались вблизи авианосца, командир звена Беляков дал команду: подойти поплотнее, мол, покажем американцам, как умеем ходить строем. А американцы ждали, реактивные самолёты F-9 «Пантера», осуществлявшие прикрытие авианосца и которых наши самолёты в облаках не заметили, в 14.48 пошли в атаку. Американцы застали наших летчиков врасплох.
     Те толком и сообразить не сумели, что произошло, даже выстроиться для боя не успели, когда всё уже было кончено.
     Из четырёх истребителей на аэродром возвратился один - Пушкарёв, который во время боя оторвался от своих самолётов.
     Другой с повреждениями, с пустыми баками упал в море в районе мыса Льва в 600метрах от береговой черты, лётчик ст.лейтенант Пахомкин погиб, он вместе с самолётом был обнаружен в марте 1953г. с воздуха. А два наших самолёта были быстро сбиты «Пантерами».
     Сразу после боя командующий истребительным корпусом генерал Мироненко в район боя направил весь 781 истребительный авиаполк , но авианосец, не дожидаясь ответа, дал полный ход. Останься он на месте - события приняли бы другой оборот с далеко идущими непредсказуемыми последствиями для обеих сторон.

     Видимо, картина того боя выглядела так. Первым был подбит самолет старшего лейтенанта Пахомкина В.И. Летчик вышел из боя и пытался дотянуть до аэродрома, но самолет упал в море и пилот погиб. В результате еще два МиГ-15 летчиков капитана Белякова Н. М. и старшего лейтенанта Вандаева А.И. были сбиты, поскольку советским летчикам было запрещено открывать огонь вне зоны боевых действий, летчики – погибли. На аэродром вернулся только старший лейтенант Пушкарев Б.В.
     С американской стороны был поврежден один истребитель F9F«Пантера», благополучно совершивший посадку на «Принстон». Самолет командира звена «Пантер» при подходе к основным силам, был ошибочно обстрелян с эсминца, повреждений не имел.

     Какие выводы можно сделать на основе имеющейся открытой информации:
     Четверка МиГов поднялась по тревоге по приказу командования на перехват неприятельских самолетов, двигавшихся из нейтральных вод в направлении советской границы.
     Сбитые МиГ-15 принадлежали авиации ВМС СССР и несли советские опознавательные знаки, таким образом, на высоте 8 тысяч метров над морем в 10-15километрах от нашей морской границы, в нейтральных водах были уничтожены машины стороны, формально не принимающей участие в Корейском конфликте.
     Советские лётчики погибли в заранее устроенной ловушке, не приняв боевой порядок и не имея возможности перестроения во время скоротечного боя с превосходящими силами противника. Это был фактически хладнокровный расстрел. Возможно и месть американцев за сбитые бомбардировщики. Оба МиГа были позднее обнаружены и подняты возле о.Фуругельма. Тела пилотов не обнаружены.

     По данным США во время разведывательных полетов возле СССР в 1950-1970г. были сбиты 252 американских летчика.Из них 24 погибли,9 остались в живых и 136 пропали без вести.


     Список потерь 781 иап в бою 18.11.1952г.

     1.Беляков Николай Михайлович, 1922 года рождения, Калининская область, Лихославский район, деревня Бухолово. Капитан, 781¬й истребительный авиационный полк ВВС ТОФ. Погиб 18 ноября 1952г. в воздушном бою над заливом Петра Великого, Японское море.
     2.Вандаев Александр Иванович,1923 года рождения, Туркменская ССР, г.Чарджоу. Старший лейтенант,781 истребительный авиационный полк ВВС ТОФ. Погиб 18 ноября 1952г. в воздушном бою над заливом Петра Великого, Японское море.
     3.Пахомкин Владимир Иванович, 1923 года рождения, Воронежская область, Умедский район, село Светчиновка. Старший лейтенант, 781¬й истребительный авиационный полк ВВС ТОФ. Погиб 18 ноября 1952г. Похоронен на кладбище в селе Унаши Буденовского района Приморского края (с. «Золотая долина» Партизанского района).
     Старший лейтенант 781 иап ВВС ТОФ Пушкарев Борис Владимирович погиб в воздушном бою с «Сейбрами» в Корее 5 июня 1953 года.Похоронен в Порт-Артуре.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru