Один из знатоков пилотов забытой войны

     Уже больше 50 лет прошло с тех пор, как отгремела война на Корейском полуострове, в то время засекреченная, а ныне почти забытая. Стираются в памяти события, уходят из жизни ветераны боев. Другие войны и потрясения в жизни страны заслоняют эти события. Но иногда происходят случайные встречи, которые неожиданно возвращают в далекое прошлое…
     Оказалось, что отец моего коллеги по работе был летчиком, воевавшим в Корее в 1953 году. Посмотрев пожелтевшие от времени документы и фотографии того времени, я понял, что судьба приоткрыла мне историю жизни незаурядного человека, достойного сына своего времени, представителя того ушедшего поколения, которое вынесло на своих плечах страшную тяжесть не одной войны.
     Скупые строчки автобиографии гласят:
     Семенов Дмитрий Васильевич родился 24 октября 1918 года в с. Богородицкое Ухоловского района Рязанской области. Русский. После окончания школы в 1936г. занимался в аэроклубе. Потом Серпуховская военная авиационная школа летчиков, которую закончил в 1940 году. Был направлен на Дальний Восток в морскую авиацию. Начал службу в сентябре 1940 года младшим летчиком в 45-м истребительном авиационном полку, в то время вооруженном истребителями И-15бис и И-16. В составе полка на истребителе Як-9 принимал участие в войне с Японией, уже в качестве командира звена. Полк обеспечивал воздушное прикрытие боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. Награжден медалью «За победу над Японией».
     После войны – служба в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности командира эскадрильи. В 1951г. был назначен помощником командира 781-го истребительного авиационного полка ВВС ТОФ, дислоцированного на аэродроме Унаши Приморского края (ныне Золотая Долина). В то время полк летал на американских истребителях Р-63 «Кингкобра», последних самолетах, полученных по программе ленд-лиза.
     После переучивания на реактивную технику (истребители МиГ-15бис) полк был направлен в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953. Полк, под командованием подполковника Н. Снопкова, входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса, уничтожившего за войну 1106 вражеских самолетов (37,6% от всех сбитых самолетов). На боевом счету полка, дислоцированного на аэродроме Аньдун (впоследствии на Мяогоу и Дапу), было 12 сбитых (1 F-84 «Тандерджет», остальные F-86 «Сейбр»),и 7 поврежденных самолетов.
     Период с февраля 1953г и до окончания войны был особенно сложным. К концу войны американцы получили новейшие модификации самолетов «Сейбр» F-86Е и F, превосходившие наши МиГ-15 бис по ряду показателей, что придало войне в воздухе еще более ожесточенный характер. Кроме того, полк комплектовался летчиками морской авиации, имевшими налет 30-50 часов, что было совершенно недостаточно для уверенного владения машиной. Для сравнения, американские пилоты имели минимальный налет на «Сейбрах» 200часов.Тем не менее люди сражались и побеждали.
     В тех боях капитан Д.Семенов со своим ведомым ст.лейтенантом А. Куцыгиным одержал 2 победы.
     В литературе приводится эпизод, когда они путем резкого маневрирования заставили столкнуться на выходе из пикирования два «Сейбра» 335 эскадрильи, которые им записали на счет как поврежденные. В тех тяжелых боях полк потерял 9 самолетов и 5 летчиков.
     После окончания Корейской войны, закончившейся подписанием перемирия в Паньмыньчжоне, полк вернулся в Унаши. Капитан Семенов за участие в войне получил орден Боевого Красного знамени, два ордена Красной звезды, орден Дружбы КНР. Начала поступать новая техника самолеты Миг-17,МиГ-19, пошло переучивание летчиков. Морская авиация и в то время не знала покоя - вела борьбу с американскими самолетами-разведчиками в районе Охотского моря и Курильских островов. Участвовал в ней и 781-й полк.
     Майор Семенов, как опытный летчик, в 1955г. был переведен в формирующуюся истребительную авиацию ПВО страны, служил командных должностях, был руководителем полетов, передавал свой богатый боевой опыт молодым пилотам. Был уволен в запас в декабре 1959г.
     Но на пенсии посидел недолго - небо его не отпускало. И вот, уже в должности старшего инспектора-летчика Амурского обкома ДОСААФ, он снова летает. Затем, пройдя обучение, с 1963г. по 1970г. работает старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. Ветераны аэропорта еще помнят, как он спас аварийный пассажирский самолет Ил-18 со ста пассажирами, посадив его на военный аэродром г.Завитинска, что категорически запрещалось в то время. На самолете, летевшем из Хабаровска, отказал двигатель, аэропорт Благовещенска не мог его принять по метеоусловиям, до запасного аэродрома гражданской авиации он бы просто не дотянул. И он принял решение, противоречащее инструкциям, но спасшее жизнь людям.
     Умер Д.В.Семенов в 1991году. Его семья бережно хранит документы и награды.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru