Морские маленькие радости

     Среди большинства сухопутных людей бытует сугубо ошибочное мнение о процессе мореплавания, как об одном сплошном непрекращающемся удовольствии. Свежий воздух, яркое солнце, синее море, белый пароход, экзотические страны – плыви да радуйся...Вечный кайф!
     На самом деле море- это тяжелый труд в многомесячном отрыве от дома, постоянное напряжение нервов, монотонная жизнь, расписанная по вахтам, созерцание долгими месяцами одних и тех же изрядно надоевших лиц на одних и тех же местах. И тоска, жуткая тоска, порой наваливающаяся на тебя мутной волной после нескольких месяцев рейса по пустынному в южных широтах Индийскому (и не только) океану.
     Служба на судах вспомогательного флота ВМФ тоже существенно отличается от службы на боевых кораблях и работе на торговом и рыболовном флоте.
     Моряк торгового флота перемещает грузы из пункта «А» в пункт «Б», относительно свободен и всегда знает куда, зачем, и на сколько времени он идет. И получает за это весьма весомо, особенно если ходит под иностранным флагом. И, что немаловажно, имеет возможность расслабиться в любом иностранном порту.
     Рыбаки ходят на путину, знают, что и где ловить, куда сдать и, несмотря на свой тяжеленный и опасный труд, достойно за него вознаграждаются.
     Боевой флот идет, куда прикажут, и находится в плавании до окончательного выполнения поставленной задачи, что весьма неопределенно и расплывчато, ибо задачи всегда очень быстро могут измениться по воле высшего командования.
     Вспомогательной флот ВМФ- плавучий тыл боевого флота, обязанный обеспечить его всем необходимым в отрыве от баз, и все прелести военной жизни в оперативных эскадрах и «горячих точках» одинаково делятся на всех, тут уж все люди военные (в отличие от распределения почестей).
     Хотя боевая служба в Индийском океане и Красном море в составе 8-й оперативной эскадры (особенно в 80-е годы) всегда грозила реальными опасностями, и не только от погоды. В славные восьмидесятые там постоянно кипели перевороты, большие войны и маленькие «войнушки», в которых советскому военно-морскому флоту непременно выпадала честь поучаствовать. Со всеми, вытекающими отсюда последствиями.
     Но выпадали и светлые промежутки, когда выдавались спокойные, хорошие солнечные деньки и начальство оперативной эскадры соизволяло дать морякам немного расслабиться на пустынном берегу. И тогда картина размеренного морского бытия разительно менялась…
     Впечатляющее зрелище со стороны производит коллективное купание на якорной стоянке у острова Сокотра, когда от кораблей отходят десятки барказов и катеров, они прорываются сквозь кипящую белой пеной полосу прибоя и весь песчаный берег заполняется дочерна загорелыми, мускулистыми телами моряков. Воздух звенит от здорового мужского смеха и радостных, беззлобных матюков. В пене прибоя мелькают тела людей и дельфинов (местные дельфины людей не боятся), кто-то тащит за клешни добытого в честном бою лангуста, кто-то удочкой ловит тунцов с катера. В веселой суматохе непременно принимают участие и местные рыбаки. Худощавые, дочерна загорелые йеменцы, мирные потомки древних пиратов, ловят неподалеку вспугнутых людским шумом огромных скатов – мант и моряки с хохотом помогают загрузить тяжелых рыбин на их утлые лодчонки- «дхоу»
     Погонять светло-зеленых, почти прозрачных, похожих на маленькие луноходы песчаных крабов – тоже одно удовольствие. Они, напуганные топотом ног, выскакивают из своих норок и стремительно несутся к воде , а ты саженными прыжками и с дикими воплями пытаешься их догнать. Куда там - отвыкшие от земли ноги неожиданно подкашиваются , ты валишься в пену прибоя, а громадная шипящая волна тут же накрывает тебя с головой и выкидывает обратно на пляж.
     Устав бегать и бороться с волнами, в сладостном изнеможении валишься на горячий песок. И с удивлением замечаешь, как прекрасна эта земля, как красивы горы и прозрачен воздух, как кипит вокруг тебя незнакомая, но такая близкая тебе жизнь природы. И даже редко растущие, невзрачные и изогнутые от ветра пальмы на побережье кажутся буйным тропическим лесом. В такие минуты чувствуешь себя действительно частью природы, и готов вот прямо сейчас раствориться в ней без остатка, как в беззаботном мальчишеском детстве.
     Так потом не хочется возвращаться снова в раскаленную безжалостным тропическим солнцем, пропитанную парами флотского мазута стальную коробку танкера и снова, повинуясь приказу, нестись куда-то за тысячи миль в бескрайний океан, навстречу штормам и неизвестности.
     И вот исчезает в дымке остров Сокотра. Подходим к экватору. Вокруг бесконечное и пустынное водное пространство, лишь изредка на экране локатора появится «засветка» какого- нибудь судна, да мелькнет в волнах , удивительно похожая на воробьиную, стайка летучих рыб. Иногда они залетают на низкую танкерную палубу, и тут уж мы не зеваем. Вскоре засушенные рыбки с расправленными плавниками-крыльями, словно маленькие самолетики уже висят под подволоком кают и кубриков.
     Скоро у нас праздник - в этом рейсе впервые проходим экватор. Это всегда целое событие для новичков, обряд посвящения в настоящие моряки, которому уже несколько веков. Каждый раз он проходит немного по- разному, но всегда неизменен Нептун с трезубцем и бородой из пакли, и веселые черти с вилами, и проползание через вымазанную изнутри машинным маслом трубу, изображающую экватор, под напутственный шлепок по заднице.
     Веселый «доктор» в белом халате и с огромным деревянным «градусником» неизменно ставит диагноз «Здоров», после чего с радостным визгом черти швыряют новичка в бассейн с забортной водой. А уж потом подносится традиционная чарка и ставится большущая печать на голую задницу.
     В заключение тебе торжественно выдают свидетельство о переходе экватора, присваивают кличку - и вот ты уже настоящий моряк! И плывешь все дальше и дальше, покоряясь прихотливой судьбе, которая может забросить тебя куда угодно. И радуешься тому немногому, что тебе дозволено увидеть …
     Иногда даже унылые плоские пейзажи островов архипелага Дахлак в Красном море могут приносить необыкновенную радость. Особенно тогда, когда дают долгожданный выходной и на рабочем катере моряки выходят за кораллами и ракушками – нехитрыми сувенирами бродячей жизни…
     Грузная серо-белая громадина танкера, уменьшаясь в размерах, остается за кормой катера. Народ, уставший от железа , оживленно галдит в ожидании купания . И как только катер подходит к островку - все бросаются понырять и поплавать. Стоит только погрузиться в воду, как ты попадаешь в сказочный мир детских грез. Хотя все это напоминает океанариум или большой аквариум - но это реально. И ты погружаешься в эту реальность, смотришь, как среди коралловых зарослей, озаренные слабым светом солнца, пробивающегося через водную толщу плавают чудесные яркие рыбки, как прекрасен этот подводный мир и уже не хочешь оттуда уходить. И только недостаток воздуха грубо напоминает, что это- не твое, ты здесь только гость…
     А потом, когда на палубе струей из шланга моют кораллы , вытащенные из воды, ты смотришь, как вянут и сереют водоросли на кораллах, как блекнут и исчезают яркие краски на погибающих маленьких рыбках - приходит понимание ,что ты вторгся в их мир и разрушил его. И приходит жалость.
     Хотя море - не место для сантиментов, и жизнь на судне проста и незамысловата, но в долгих плаваниях чувства обостряются, ведь ты все время проводишь рядом с океаном, воспринимая его как огромное и живое существо, которое лишь позволяет тебе жить в нем, периодически штормами и ураганами напоминая об этом.
     О море можно писать бесконечно, но как беден человеческий язык, чтобы выразить все то, что доводится испытывать морякам.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru