Морской закон

     На славном ледоколе «Илья Муромец», где начиналась моя морская служба, среди комсостава было немало холостяков (в основном разведенных), из-за неимения городских квартир живших по каютам, на практике воплощая в жизнь девиз адмирала Макарова «В море - дома!». Между прочим очень даже удобно, утром глаза продрал - уже на службе, после ужина прыгнул в тапочки – и ты уже у себя дома.
     И никуда с мыса Артур по темноте и холоду ехать не надо, все твое – здесь, кроме дам конечно. Вот с дамами была сильная «напряженка» - до нас они просто не доезжали по причине сильной от города Владивостока удаленности. Поэтому вечера коротались по –мужски незатейливо – умеренными возлияниями по каютам и общей «травлей» в кают – компании у телевизора, причем темы для бесед были самыми разнообразными - от мировой политики до нюансов женской моды.
     Мне, как человеку пока еще не плававшему, было очень интересно слушать разные истории про дальние походы, боевые службы в Африке и разные приключения на разных широтах. Народ у нас был опытный, и слушать их, да еще под соответствующее сопровождение, было одно удовольствие. С закуской сложностей не было - завпрод Равиль (закоренелый холостяк) тоже жил на судне, провизионка пополнялась регулярно, посуду брали в буфете.
     Однажды второй помощник Юра Губаренко, крепко поругавшись с женой, в расстроенных чувствах заночевал на пароходе. Мы присели у него в каюте, сочувствовали, успокаивали, ну и, разумеется, слегка выпивали. Посидев часиков до одиннадцати, начали расползаться по каютам. Юра уже заклевал носом, и я, оставшись последним, стал убирать со стола.
     От стука тарелок в раковине Юра проснулся и удивленно спросил:
     - Ты чего это, док, творишь?
     - Как чего, убираю. Раз последний остался - по морскому закону положено убрать
     - Салаговато мыслишь, братишка! Запомни - законы моря суровы: поел- посуду за борт!
     И Юра, ухмыляясь, хладнокровно вывалил тарелки и бутылки в открытый иллюминатор. Всплески за бортом подтвердили что все дошло по адресу.
     А назавтра была тревога по флоту, потом начались учения, был короткий рейс в Совгавань. Обратно возвращались в шторм, ледокол мотало в килевой и бортовой качке с такой силой, что из гнезд в буфетной с грохотом повылетали почти все тарелки и чашки , так что есть стало просто не с чего. Вообще ледоколы с их яйцеобразным днищем и куцым широким корпусом всегда валило на борт так, что креномер на мостике показывал под 40 градусов. На мостике все пристегивались - в противном случае будешь летать по ходовой рубке от борта до борта. Для начинающих это был своеобразный тест на морские качества. Не укачался на ледоколе, не сбежал – значит, моряк из тебя выйдет.
     Когда, уже на подходе к базе, еду в кают-компанию подали в солдатских алюминиевых мисках а компот в железных кружках (что на военно-морском флоте является несомненным моветоном), расстроенный капитан, ткнув указующим перстом в старпома, дал ему два дня для пополнения посуды. Чиф по приходу сразу кинулся на береговую базу. На складах базы тарелок и стаканов, как на грех, не оказалось и вечером закусывать из мисок стало до невозможности тоскливо и некомфортно.
     И тут-то мне пришел в голову пресловутый «морской закон». Я поделился этой светлой мыслью со старпомом, который был в тот день на вахте.
     Чиф, мгновенно сориентировался и, недолго думая, включил с утра в план работы учения по легководолазной подготовке с осмотром днища, и отправил «по холодку» за борт боцмана и двух матросов в аквалангах. Я торчал с санитарной сумкой на подстраховке, свободный от работ народ с любопытством отирался поблизости.
     Успех превзошел все ожидания. Песчаное дно под пароходом было усеяно пустыми бутылками, посудой и всяким железным хламом. Сильное течение в бухте не давало дну заиливаться, и все добро лежало как на витрине, полузанесенное песком. За борт вывалили грузовую сетку, матросы на дне, пуская крупные пузыри от удовольствия, загрузили ее тарелками, кружками и всякой, полезной для боцмана, всячиной.
     Посуды за полчаса набралось - немерено, плюс на десять ящиков пустых бутылок (потом чудесным образом трансформировавшиеся в два ящика дефицитного пива).
     Попались даже две позеленевшие мельхиоровые супницы с надписью « U.S. NAVY», видать еще с ленд-лизовских американских пароходов типа «Либерти», стоявших в Артуре во время войны. Их отдраили пастой ГОИ до блеска, и они еще долго украшали кают-компанию «Муромца».
     Трофейную посуду стащили в машинное отделение, ошпарили паром, замочили в хлорке и отдраили порошком. Проблема была решена - буфет ломился от посуды, да еще несколько запасных комплектов лежало в необъятных боцманских кладовых. Так и вышли из положения.
     Позже, когда я уже служил на танкере «Владимир Колечицкий» нам не хватило немного денег на покупку инструментов в судовой ансамбль,( а идти предстояло в Красное море аж на 11 месяцев) мы еще разок вспомнили о различных трактовках «морского закона».
     В ходе «внеплановых осмотров днища для проверки катодной защиты» легководолазами было извлечено пустых бутылок столько, что забили ящиками кузов базовского «газона», а на вырученные от их сдачи деньги купили несколько дефицитных электрогитар и синтезатор. Радости пацанов не было предела.
     Причем почти все бутылки стояли на дне в вертикальном положении, поскольку дисциплинированно выбрасывались моряками из иллюминаторов наполовину заполненными водой, дабы не дрейфовали кучно возле бортов и не портили положительный имидж судна (еще один «морской закон»). Дурной пример, как известно заразителен, и на соседних пароходах народ тоже шустро «занырял» было за бутылками, пока комбриг, заподозривший неладное в непонятном служебном рвении водолазных специалистов, устным приказом эту лавочку не прихлопнул.
     Так что законы, даже морские, иногда, для пользы дела, подлежат, как говорят юристы, «расширительному толкованию», и когда я слышу про «морской закон» при уборке со стола после семейных посиделок, всегда вспоминаю этот случай с посудой. Однако жаль, что открытых иллюминаторов поблизости уже давно нет, убирать и мыть все же иногда приходится.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru