Моя военка. Навигацкие науки

     Имели место летняя сессия пятого курса и госэкзамен по «военке». Поскольку наша мединститутская кафедра именовалась «кафедрой военно-морской подготовки», то и экзамены, соответственно, были с морским уклоном (или креном), надо сказать довольно значительным.
     Учитывая то прилежание, с которым мы изучали военные дисциплины, успешная сдача экзаменов на приличную оценку представлялась весьма сомнительной. Поэтому утро у дверей кафедры ВМП напоминало по психологическому накалу известную картину Сурикова «Утро стрелецкой казни» с тоскливым ожиданием неминуемой расплаты за все прошлые грехи. Однако наши военные руководители явились на экзекуцию бодрыми и весёлыми, с шутками ввалились на кафедру и с ходу уселись за стол с красной скатертью. Народ настороженно притих: от бравых военных можно было ожидать чего угодно.
     — Ну, и кто тут самый смелый? — зычно вопросил начальник кафедры, круглолицый полковник медслужбы, кровожадно потирая руки.
     Я тут же почувствовал увесистый толчок сзади и услышал шёпот Михалыча, нашего преподавателя по гражданской обороне: «Не дрейфь, сынок! Пять минут позора — и ты уже лейтенант!»
     Отставник Михалыч, по его выражению, «уволенный от службы в градусе полуполковника с мундиром, шпагой и пенсионом», разодетый по такому случаю в парадную, изрядно пахнущую нафталином морскую форму, побрякивая внушительным иконостасом наград, ещё раз незаметно, но увесисто пихнул меня рукояткой кортика так, что я почти влетел в экзаменационную комнату. Следом в ней таким же образом шустро появились ещё два «добровольца».
     Так, теперь строевым к столу, доклад, взять билет, «огласить нумер», поворот через левое плечо и на место. Сел, отдышался.
     Итак, что мы имеем? А имел я вопрос о Керченско-Феодосийской десантной операции 1942 года, организацию медицинского обеспечения соединения боевых кораблей в условиях автономного плавания, тактику поэтапной медицинской эвакуации раненых с поля боя при высадке десанта в масштабах батальона морской пехоты и (тут сердце ухнуло) определение места корабля по двум и трём пеленгам с обозначением якорной стоянки. Математику я ненавидел с детства (надо сказать, что и она платила мне тем же), и последний вопрос, абсолютно простой для нормального человека, представлял для меня почти непреодолимую преграду.
     Сверхускоренная штурманская подготовка, проведённая с нами в объёме целых пяти (!) часов, научила меня только уверенно отличать штурманскую линейку от логарифмической, дала общее представление о морских картах «меркаторской» проекции и позволила уяснить, что слова «секстант» и «секс» не имеют общих корней.
     Совершенно убитый, я поплёлся к столу за картой, штурманской линейкой, компасом и остальными причиндалами. Все прочие вопросы меня не особенно волновали, в них я ориентировался относительно неплохо, но вот где и куда бросить якорь в порту Датч-Харбор на острове Уналашка из группы Алеутских островов — это была проблема. Только я сел за вычисления, только успел написать первые координаты и робко нанёс на карту пеленги, как меня уже вызвали.
     Бойко отбарабанив незнакомому подполковнику медслужбы ответы на первые три вопроса, я пересел к седому капитану первого ранга. От «капра-за» уютно потягивало добрым коньячком и дорогим одеколоном. Благосклонно выслушав моё невнятное бормотание, он спокойно взял мои вычисления, ухмыльнулся и нарисовал маленький якорёк, на вершине горы, в пяти милях от уреза воды. Так оно выходило по моим расчётам.
     — Н-да-а! - протянул «капраз». — Это, как я понимаю, ваше окончательное решение? Тянете на мировой рекорд, юноша. Ну а если попробовать по логике?
     Я ткнул карандашом на подходящие глубины в полумиле от берега на внешнем рейде рядом с фарватером. Угадал.
     — Ладно, пойдёт! Конечно, ни хрена вы не знаете, но тройку поставлю. Какие из вас, прости господи, штурмана! «Железняки»! Песню помните? «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону .» Первый советский штурман! Я вот двадцать лет плаваю — и то навигацию на троечку знаю. И ещё совет, юноша, — учите навигацкие науки. Кто знает, может, повезёт — ив море пойдёте. Поверьте, непременно пригодится.
     С общей «четвёркой» и горящими от стыда ушами я вылетел из экзаменаторской. Вездесущий Михалыч хлопнул меня по плечу «Ну что — порядок? То-то же. Пять минут — и всё! И не хрен было трястись!
     Следом вдвоём вылетели сияющие сокурсники — сдали все. Вечером в общаге, разумеется, неслабо отметили. Такое событие!
     Как в воду глядел седой «капраз» — шесть лет потом отдал я военному флоту. И науку навигацкую пришлось на ходу постигать, у штурманов на мостике учиться, как место определять и курс прокладывать. Так что в жизни всё непременно пригодится, даже то, о чём никогда и не подозреваешь.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   "Приамурье-2013". Литературно-художественный альманах. Благовещенск, 2013 г.