Класс замер

     Класс замер. Все делали вид, что писали, но исподтишка только и наблюдали за тем, что происходит в классе…
     Началось это давно. Серёжка пришёл к ним ещё в пятом. Второгодник – зловещее слово, но не для него. К этому он уже привык: в первом сидел два года, в третьем… Затем «перетащили» его, до смерти надоевшего всем учителям, в пятый. И всё – теперь пусть учат другие! Тащат до девятого класса вот таких, пока ещё маленьких, но уже обнаглевших, понимающих бесправность учителя, вынужденного изыскивать малейшую возможность, чтобы поставить «заслуженную» несчастную тройку.
     В школу Серёжка шёл, как на праздник, – нёс с собой идеи, которые «ставили на уши» весь класс на уроке, а учителя заставляли жалеть, что давным-давно отменены розги, что уж лучше на дыбе висеть, чем на уроке истории отработать. Вот такая историческая неувязочка! Но… на дворе конец двадцатого столетия, на бумаге – закон о всеобуче, который гласит: «Нет плохого ученика, есть плохой учитель». А в классе надо так изощриться, чтобы смог этот Серёжка что-то сказать, что-то решить, что-то написать и получить вожделенное «три».
     К девятому классу этот уже вполне взрослый, широкоплечий, высокий юноша не вписывался в коллектив неуклюжих подростков, ещё «гадких утят». Он умел многое: курил, пил вино и водку, заглядывался на девушек и женщин. Но это всё внешнее… А вот по уму – так и остался в пятом: кое-как читал, считал, кое-как писал, делая до пятидесяти ошибок в простой диктовке.
     Но зато выражался как заправский сапожник, и дети его боялись, и всегда шли в школу с надеждой, что, может, он заболеет или прогуляет. Но учитель должен был принять меры, чтобы тот сидел за партой, чтобы этот самый закон о всеобуче, пусть формально, но выполнялся.
     В этот раз он не хотел идти в школу, но мать уговорила, да и знал он, что инспектор по делам несовершеннолетних Зинаида Ивановна предупредила, что придёт с проверкой. На учёте он, как и положено таким вот пацанам…
     Вот и шёл Серёжка нехотя, знал, что, если спросят, то двойка обеспечена.
     И тут в голову пришла идея: повеселимся, что ли?! Взял трубочку, воду в пузырёк налил. Игра проста: трубочку в воду, втянул её ртом и выплюнул. То-то будет весело, то-то хорошо!..
     Учителку по русскому Серый слегка опасался. Нет, она его не обижала, но почему-то на её уроках он чувствовал себя не в своей тарелке.
     Когда прозвенел звонок, Серёжка, к удивлению ребят, не опоздал, сидел в классе эдаким примерным учеником. Сегодня писали изложение, а он и Петька Скворцов получили задание списать текст без ошибок.
     Сначала работа заинтересовала, ведь – как-никак – трояк получить можно, только спиши. Но вскоре стало скучно, и полезла Серёжкина рука в карман… Вот и игрушка…
     Первая струйка воды попала за шиворот Андрею. Тот повернулся и с негодованием прошипел: «Идиот!» В ответ Серёжка показал ему кулак, мол, замолчи, а то получишь после уроков «сладенького». Лариса сидела рядом. Отбывала наказание, что называется.
     Так учителя наводили дисциплину на уроках: девочек, добрых и послушных, садили за одну парту с теми, кто плохо вел себя, – негодниками, которые получали замечания, мешали, приходили в класс после перемен в туалете, накурившись до отупения…
     Лариса ткнула Серёжку в бок:
     – Прекрати! Сейчас же!..
     И тут же получила:
     – Замолчи, отличница чёртова!
     За всем этим невольно наблюдала Лидия Михайловна. Она знала, что выгнать мальчишку с урока не имеет права, и решала задачу, задачу не простую: как поступить, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы…
     Решение пришло неожиданно.
     Получив очередное замечание, Серёжка снова стал писать.
     Передышка. Класс работает, всё тихо и спокойно. Лидия Михайловна подозвала к себе Свету и попросила принести стакан воды. Что ж, обычное дело. Пить захотелось, наверное…
     Девочка принесла воду и снова окунулась в работу. Однако – и это было заметно – почти все в классе стали наблюдать за Лидочкой, так они за глаза называли учительницу. Она же шла по классу со стаканом воды в руках. Вот обошла первый ряд, второй… Приблизившись к Серёжке, только что направившему очередную порцию воды за шиворот соседу, Лидия Михайловна приостановилась. Вдруг Серёжка вскочил с криком: «Ой, холодно! Зачем? Кто водой брузжится?»
     – Не брузжится, а брызжется, – спокойно, на полном серьёзе приговаривала Лидочка и как ни в чём не бывало продолжала лить из стакана тоненькой струйкой воду за воротник горемыки.
     Класс веселился от души! А изложение пришлось дописывать после уроков.
     Вечером, проверяя работы, Лидия Михайловна нашла несколько записок. В каждой из них дети благодарили учительницу за столь хулиганский, по её мнению, и правильный, по мнению её учеников, поступок…

          

   

   Произведение публиковалось в:
   «АМУР. №05». Литературный альманах БГПУ. Благовещенск: 2006