На злобу дня

     На этот раз Зейский народный театр показал пьесу М. Розовского «История лошади» по по-вести Льва Толстого «Хостомер».
     …Время сегодня сложное, тревожное – в стране идет перестройка. Все мы находимся в плену бесконечных проблем: продовольственных, жилищных, межнациональных. А театр преподносит нам классику. Да еще о лошадях. Невольно возникает недоуменный вопрос: зачем нам это сейчас? Лучше бы – на злобу дня.
     Но не будем торопиться с выводами, а немножко порассуждаем. Лев Толстой словами старой лошади Холстомера поведал нам о её нелёгкой жизни. Было в этой жизни всё: рождение и расцвет творческих сил, взлеты и падения, победы и поражения, любовь и предательство. Одним словом - совсем как у людей. А главное в этой жизни – у лошадей, как и у людей, может быть тяжелая, безрадостная, полная оскорблений и унижений старость. И даже если тебя загонит жизнь или преждевременная старость – это жестокая, злая доля. Совсем как у Сергея Есенина. Помните? «Я был, как лошадь, загнанная, в мыле, пришпоренная дерзким ездоком».
     Нечто подобное случилось и с Холстомером. Он молод, в зените славы, в нарядной упряжке лихо развозит по гостям в красивой карете графа Серпуховского. Одержал заслуженную победу в гонках. И тут же был загнан до полусмерти своим хозяином и его кучером Феофаном в погоне за любовницей графа. И всё – жизнь кончена: здоровье надорвано, и ты теперь никому не нужен.
     Как видно, жизнь лошадей и людей, ох, как схожи. Все мы в какой-то степени лошади. И многие из нас, пожившие и повидавшие виды, могли бы поведать нечто похожее на жизнь Холстомера.
     А теперь о связи веков и злободневности премьеры. Конечно, темы добра и зла, духовности и бездушия, труда и легкой жизни, жестокости, предательства вечны, как и вечна сама жизнь. И сего-дня, в эпоху перестройки, эти и другие ценности и пороки как никогда важны. И пусть благородных человеческих качеств у людей сегодня будет больше, чем зла и безрассудства. И пусть добрые силы и начинания всегда побеждают.
     Несколько слов хочется сказать об игре актеров. Главную роль в спектакле исполняет бес-сменный режиссер театра Сергей Логуненко. И как всегда, делает это профессионально, эмоционально, достоверно.
     Нравится мне игра старейших самодеятельных актеров театра, участников почти всех спектаклей вот уже на протяжении многих лет: Владимира Моисеевича Ляшенко и Виктора Николаевича Сомова. Конюхи из них на сей раз получились отменные: и с их профессиональной сутулостью, и с их своеобразной манерой разговора, и с их лакейской преданностью своему хозяину. Под стать им и В. Савельев – кучер Феофан, и С. Кукушкин, исполнивший роль графа Серпуховского. Да и все актеры народного театра со своими ролями справились успешно. Отлично выполнено и музыкальное сопровождение спектакля.
     А в доказательство сказанному свидетельствуют те аплодисменты и возгласы: «Молодцы!», которыми награждают зрители в конце спектакля своих самодеятельных артистов.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru