Автобум по-русски

     Даже в Баравии нет столько мерседесов, сколько у нас. И даже а Африке нет такого количества развалюх. И на этом парадоксы не заканчиваются.
     «Автомобили буквально все заполонили». Похоже, фраза из известного советского шлягера оказалась пророческой. В 2012 году по дорогам России ездило больше 30 миллионов автомобилей, тогда как еще год назад их насчитывалось на полтора миллиона меньше. Так что вслед за всеобщей «мобилизацией» и компьютеризацией населения наступила его всеобщая автомобилизация. Русский автомобильный бум – как зеркало нашей жизни со всеми её противоречиями и контрастами. На дороге видны и наша бедность, и баснословное богатство.
     Отечественный четырехколесный пейзаж контрастен до невозможности. С одной стороны, неимоверная роскошь. Феррари, мазерати, роллс-ройс и бентли. С другой стороны, 52% всех автомобилей у нас старше десяти лет. Это в первую очередь российские, даже советские машины. Велика доля и подержанных импортных. Подержанные иномарки покупали, потому что десятилетний фольксваген все равно был лучше, чем новенькая лада. Но сначала правительство несколько раз обкладывало подержанные иномарки дикими пошлинами. Потом иномарки начали делать в России, и они стали куда доступнее. А потом любую новую машину стало возможно купить в кредит.
     В 2012 году побит исторический рекорд: впервые россияне приобрели более миллиона иномарок. На 60% больше, чем год назад. Замечу попутно, что россияне купили иномарок немногим меньше, чем отечественных машин.
     При всех очевидных преимуществах заграничных автомобилей (недостатком последних была более высокая цена, но наши «иностранцев» почти догнали), российских стали покупать в среднем на 10% больше, чем год назад. Разгадка проста: очень многие иномарки надо ждать. Иногда несколько месяцев. Но машина-то нужна сейчас. А отечественный автомобиль – вот он, пожалуйста, бери на здоровье. И берут.
     Проезжает мимо тебя какая-нибудь крутейшая «тачка», и ты думаешь: кто же это там такой? Впрочем, точно так же думаешь, когда мимо тебя с дымом и скрежетом проползает раздолбанное «не роскошь, а средство передвижения».
     Публика за рулем самая пестрая. Когда я учился в автошколе, самый старший из одноклассников был взрослее самого молодого на 40 лет. Хотя школой данные заведения я предпочел бы не называть. Два месяца теории, 10-12 практических занятий, и человек должен сдавать экзамены и получать права.
     Какому делу можно научиться за десять занятий? Да никакому! А тут надо освоить сложное и опасное для жизни техническое устройство, да еще на таком уровне, чтобы на твердую четверку иметь право быть участником движения наравне со всеми, не представляя для окружающих угрозу. Посему почти никто не сдает экзамен с первого раза. Да большинство уже и не пытается. Триста долларов (или теперь уже евро?), и все довольны.
     Поскольку мало кто сдавал сам, мало кто и водить умеет по-настоящему. Да и среди тех, кто умеет, дураков хватает. Ты сам можешь строго соблюдать все правила и иметь огромный опыт вождения, но ты не застрахован от идиота, который едет рядом. А вследствие этого – жуткая статистика.
     Много аварий происходит по вине тех, кто выпил и сел за руль. Пьяные водители всегда были нашей бедой и остаются ею до сих пор, но уж не знаю, по какой причине, однако число «пьяных» аварий уменьшилось на десять процентов.
     Имеется и еще один нюанс. Вспоминая вновь свою учебу, я помню и о том, что женщин в классе было больше, чем мужчин. Мой инструктор говорил: «женщина за рулем – это горе». Мужской шоферский шовинизм происходит от того, что дамы едут медленнее, нерешительно поворачивают и перестраиваются. Но на деле за всем этим скрывается большая аккуратность и спокойствие за рулем. В итоге тяжелых аварий по вине женщин происходит меньше, а вот самих женщин за рулем все больше.
     Российские дороги – это нечто. Они очень плохие, и их очень сало. Министр транспорта Игорь Левитин не так давно обрисовал типично апокалипсическую перспективу: если к 2020 году темпы прироста автопарка сохранятся на прежнем уровне, а темпы ввода новых дорог не увеличатся и если при этом все автомобили разом выйдут на трассы, то расстояние между машинами составит менее одного корпуса! То есть будет одна сплошная пробка от Калининграда до Владивостока. Кстати, если прежде пробки считались чисто столичной проблемой, то теперь они стали приметой практически всех городов с населением более 300 тысяч человек.
     В разветвленности дорожной сети мы сильно отстаем от развитых стран. В советское время начальство просто не представляло себе, что люди когда-нибудь будут покупать машины миллионами. Тогда в очереди на машину стояли по десять лет. Даже крупнейшие магистрали планировали с учетом автомобильного дефицита. Поэтому сейчас в той же Москве или Питере весь транспорт физически некуда впихнуть. Остается строить многоярусные эстакады и развязки, а также рыть многокилометровые туннели, наподобие метро.
     Не будем забывать и о том, что наша страна очень большая. Одно дело – связать между собой два населенных пункта в Европе, расстояние между которыми километров пять-десять, и совсем другое дело – российские просторы.

          

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru