О свободном посещении лекций

     В настоящее время в средствах массовой информации широко дискутируется этот вопрос. Решил в этой дискуссии принять участие и я. Да, сегодня студент обязан обязательно посещать лекции. А надо ли это делать? А если надо – то кому?
     В нашем институте, например, студенты с удовольствием посещают лекции профессора А. И. Никитина – заведующего кафедрой физиологии, Синакевича С. Н. – зав. кафедрой оперативной хирургии и многих других. Эти лекции студенты всегда посещают с удовольствием, с большой пользой для себя. Эти лекции, читаясь с большим мастерством, всегда дают студенту много нового, будят мысль. И, прежде чем пропустить хорошую лекцию, студент несколько раз подумает, взвесит все обстоятельства и, я уверен, позволит себе пропустить лекцию только в крайне необходимом случае.
     Зато весь смысл присутствия студентов на таких лекциях, как лекции профессора Добычина Б. Д. и ему подобных сводится к тому, чтобы отметиться, что ты на лекции присутствуешь, дабы те-бя не «таскали» в деканат, не упоминали на каждом собрании, как злостного прогульщика. Подобные лекции студенты стараются избегать под различными предлогами. На таких лекциях всегда шумно; студенты занимаются разговорами, чтением, некоторые просто засыпают.
     При свободном посещении лекций, безусловно, аудитории таких лекторов будут пустовать. Ясно, что на лекцию, плохо подготовленную и также прочитанную, добровольно никто не пойдёт. Лекции подобного типа очень вредны: во-первых, они создают для студентов ненужную перегрузку; и, во-вторых, сидя на этих лекциях, думаешь: «Неужели твоё присутствие здесь так необходимо? Не-ужели учебный процесс в вузе нельзя организовать умнее, полезнее для студентов - в частности, а для науки – в целом?»
     Принудительное посещение занятий, когда за основу учебного процесса считают процент посещения их студентами – и не более того, очень отрицательно влияет на общее развитие будущих врачей, учёных. Это школярство, эта ненужная, назойливая опека, лишающая студента инициативы, выщелачивая из него всю самостоятельность.
     Принудительное посещение занятий студентами сводит на нет их основную цель – получение знаний. Ведь, в конце концов, может получиться, что студенты на все лекции будут ходить лишь только для того, чтобы зафиксировать своё присутствие.
     Взаимоотношения, которые имеются в настоящее время между лекцией и студентом, способствуют сохранению в вузах бездарных лекторов, преподавателей.
     Нашему государству, с каждым днем, идущему вперёд к коммунизму, нужны люди труда, творчества и инициативы.

          Студент 4-го курса Иркутского медицинского института, 1955 год

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru