Безумству храбрых

     Бывают в нашей жизни случаи, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь, и о которых мы всегда вспоминаем с содроганием. Об одном таком случае мне и хочется рассказать.
     А произошло это событие в начале далеких теперь уже пятидесятых годов прошлого века. Мы с другом и земляком Иваном Киселевым были в то время курсантами Благовещенского речного училища: я – первокурсник, Иван – на курс старше. И вот, в канун ноябрьских каникул, Иван говорит мне:
     - Все на каникулы разъедутся по домам. Поедем -ка, Коля, домой и мы с тобой, чем десять дней торчать в казарме. От скуки с ума можно сойти.
     Вначале я это предложение своего друга воспринял не более, как шутку. И вот почему. Во первых, надо сказать о том, что мой отчий дом находился в то время на прииске Золотая Гора, что на севере нашей области, а Ивана и того дальше – в поселке Дамбуки. Дорога до дома неблизкая: сначала от Благовещенска на поезде надо ехать почти сутки до станции Тыгда, от Тыгды до Зеи – на автобусе, а от Зеи до Золотой Горы и Дамбуков – на попутной машине.
     Во-вторых, в ноябре в нашем северном районе устанавливается уже настоящая зима со стабильной минусовой дневной температурой, не говоря уже о ночной.
     Ну а в-третьих, надо учесть и одежду курсанта: легонькая шинель, на ногах – туфли – корочки. Ни о каком теплом белье не было и речи.
     Но друг все же уговорил меня. Да и я за прошедшие три месяца, очень соскучился по отчему дому. Да и что греха таить: уж очень хотелось мне щегольнуть перед земляками морской формой.
     И вот мы с другом уже в пути. До станции Тыгда доехали благополучно. От Тыгды наш путь теперь лежал до Зеи, а это порядка ста километров. Сейчас преодолеть их не составляет никаких проблем: к услугам пассажиров теплые, комфортабельные автобусы, круглосуточно – микроавтобусы и легковые машины. Довезут с шиком до самого дома – лишь бы были деньги. А тогда, шестьдесят лет назад, выбор транспорта был очень ограничен: или холодный автобус, или еще более холодная попутная машина.
     В Тыгду наш поезд прибыл поздно вечером. Ночь коротали в грязном прокуренном зале ожидания железнодорожного вокзала. А желающих уехать в Зею – тьма, поэтому на утренний автобус мы не попали. Кое-как, с горем пополам удалось купить билет на дневной рейс.
     Но вот мы уже в Зеи. Оттуда до Золотой Горы в те годы можно было добраться только на попутных машинах, которые возили на прииски различные грузы, чаще всего продукты питания: муку, сахар, соль.… И отходили они с наполненными грузом кузовами от продовольственной базы, которая располагалась в районе пристани. Туда мы и направились с Иваном сразу же после прибытия. Здесь у дежурного проходной – полного, небольшого роста, заросшего густой щетиной и очень разговорчивого пожилого мужчины, назвавшего себя Петром Анисимовичем, мы узнали, что машины обычно уходят утром.
     - Но не исключено, - сказал он, - что одна машина пойдет в этом направлении сегодня вечером. Ждите.
     И мы стали ждать. Ждем час – никакой машины нет. Ждем еще час – тишина. И только под вечер, когда над городом стали сгущаться сумерки, Петр Анисимович сообщил, что машина встала под погрузку муки. Вот на ней в открытом кузове нам с Иваном и предстояло добираться до отчего дома.
     Петр Анисимович удивился и возмутился нашему отчаянному поступку, сказав: «Лучше бы вам, ребята, вернуться назад, в училище. Разве в такой одежде ездят зимой в открытом кузове? Или обморозитесь, или погибнете совсем». А в сторожке у Петра Анисимовича жаром пылала печь, и было тепло. До дома – рукой подать. Ни о каком возвращении назад не могло быть и речи.
     Когда уже совсем стемнело, мы с другом уселись в кузов полуторки на холодные мешки с мукой. Не успели отъехать от города, и километра, а я уже продрог до основания. Казалось, что на холодных мешках с мукой ты сидишь совсем раздетый. И тут мой друг принял единственное в сложившейся ситуации правильное и мудрое решение, которое не только спасло наши жизни, но и избавило нас от обморожений.
     - Ложись, Коля, вниз лицом на мешки, - скомандовал он мне, - а я лягу на тебя.
     А надо сказать, что друг мой, Иван Киселев, был старше меня года на три или даже четыре, успел получить хорошую жизненную закалку, был крепкого телосложения, имел первый разряд по штанге. Словом, настоящий богатырь. Кроме того, в ожидании машины он все же успел на несколько минут заскочить к своим родственникам и надеть под шинель добротный свитер, а на ноги – теплые носки.
     И вот я лежу на мешках, а мой друг на мне. Едем дальше. Чувствую, что если мне и не стало теплее, то по крайней мере – терпимее. Да и мороз несколько ослабел: небо стало покрываться тучами, и на нас начали плавно опускаться пушистые снежинки.
     Кому приходилось хоть раз проехать по трассе Зея – Золотая Гора, тот знает, что это такое: около ста километров пути, крутые затяжные подъемы и коварные повороты и спуски. Поэтому на Золотую Гору мы прибыли, когда уже было далеко за полночь.
     За дорогу я до того окоченел, что из кузова полуторки смог слезть только с помощью Ивана и шофера. Они ввели меня и в дом. Наш приезд вызвал настоящий переполох. И трудно было понять, чего у моих родителей было больше: страха, удивления или радости. Меня сразу же начали растирать, массажировать, поить горячим чаем, и окоченение помаленьку прошло. Руки и ноги двигались. Обморожений отмечено не было. Изрядно продрог и мой спаситель. Нашлось нам и по сто граммов водки. Рано утром Иван на этой же машине отправился дальше – до Дамбуков.
     …Теперь, на склоне лет, поездку эту расцениваю не иначе, как безумие. А её благополучный результат объясняю тем, что часто в экстремальных ситуациях нас спасают наши добрые ангелы – хранители и такие верные друзья, как Иван Киселев.
     А щегольнуть в родном поселке морской формой в тот раз мне так и не удалось: снегу навалило столько, что по улочкам и переулкам посёлка можно было передвигаться только в валенках, да и то с большим трудом.

          1999

   

   Произведение публиковалось в:
   proza.ru