Страницы литературной жизни Приамурья. 2022.11.16 - Последний в 2022 году заезд резидентов АСПИ начал свою работу

     

     16 ноября в 15:00 резиденты встретились с амурчанами в библиотеке с. Белогорья, где рассказали о своём творчестве, о произведениях, над которыми работают в резиденции, почаевничали с читателями и заглянули в музей! Рассказываем обо всём по порядку.


     Поэтесса Ти Даймон из г. Санкт-Петербурга рассказала слушателям, что пишет давно, в последнее время осваивает другие жанры – прозу и критику. Некоторое время поэтесса жила в Москве, затем перебралась в Санкт-Петербург. «Стихоплетением занимаюсь с 1998 года», - призналась Ти.
     Для слушателей поэтесса приготовила пару стихотворений и отрывок из экспериментального произведения. «В непонятном формате – то ли, проза, то ли поэзия. Я вам прочитаю, вы послушаете и поможете мне определиться, что это», - предложила слушателям Ти Даймон. Поэтесса пояснила, что пишет в жанре поэзии свидетельствования, когда автор смотрит на пейзаж и слушает, что говорит пейзаж о людях, передает через пейзаж состояние своей души.
     Прозвучало первое стихотворение, адресованное, по словам Ти Даймон, отцу поэтессы: «Река». Затем Ти зачитала отрывок из экспериментального произведения «Подросток-подлесок». После прочтения большинство слушателей проголосовало за то, что оно написано в прозе. Некоторое число определило, что текст относится к жанру поэзии, а несколько человек поддержали мнение прозаика Хельги Фед: «Это расширенное хокку!»
     Завершила своё выступление Ти Даймон стихотворением «Вода между нами…».



     Прозаик Данделия из г. Ижевска представилась и заметила, что не считает себя писателем. «Я – начинающий творитель. Большой Творец наверху», - заметила она. Прозаик считает, что творчество – это выражение души, оно лечит и писателя, и читателя. Данделия отметила, что классическая литература остаётся до сих пор актуальной именно потому, что писатели вложили туда свою душу.
     Прозаик рассказала амурчанам о начале своего творческого пути: «Стихотворения пишу с 9-10 лет. В прозе предпочитаю малую форму, поскольку нравятся рассказы О.Генри. Первую повесть написала в юности, когда подруга попросила написать что-нибудь о любви. Повесть превратилась в роман, который я до сих пор не перевела в электронный вид. Так что этот роман еще нигде не опубликован. Количество созданных произведений никогда не считала».
     Данделия поделились, что в 2019 году с друзьями выпустила совместные сборники, которые можно найти в социальной сети ВКонтакте и в книжных интернет-магазинах.
     В резиденции прозаик работает над романом в жанре приключенческой мистики «Загадка огненного фонаря». «История этого романа началась в 2019 году, когда подписчики моей страницы во ВКонтакте давали мне разные задания, советы, пожелания о развитии романа», - заметила Данделия. Прозаик рассказала, что место действия в романе разворачивается в Амурской области, выразила благодарность АСПИ за возможность творить роман именно здесь: «Думала, что вряд ли попаду в Амурскую область. Однако попала! Это чудо!»
     Для слушателей прозаик прочитала стихотворение «Маньчужрский дуб и даурская белка», написанное ею в резиденции, а также несколько отрывков из романа «Загадка огненного фонаря».



      Прозаик Михаил Соловьев из г. Иркутска рассказал, что писать начал поздно, после 40 лет, хотя свой первый рассказ написал, когда был ещё подростком. С 6 лет прозаик увлекался игрой на разных музыкальных инструментах, с 13 лет посещал литературный факультатив. В 15 лет, когда родители узнали, что Михаил играет в ресторане, творческие приключения закончились. Прозаик поделился, что общался с Валентином Распутиным, автором знаменитой повести "Прощание с Матёрой", а себя считает учеником амурского писателя Б.И. Черных, с которым ему тоже посчастливилось общаться.
     Михаил рассказал, что пишет прозу с оттенками поэтики. «Когда эмоция проходит через сердце поэта, получаются стихи», - отметил он. По словам прозаика, он пишет о приключениях благодаря событиям бурной жизни, а также благодаря тому, что у него богатый опыт работы в разных сферах деятельности. Михаил учился в Иркутском сельскохозяйственном институте, работал на ремонтно-механическом заводе, служил в Советской армии взводным Амурской области, в иркутском МВД (участковый; оперативник; зам.начальника УР; старший опер ВСРУБОП), занимался частной детективной деятельностью, вел собственный бизнес, в 2004 году возобновил музыкальную деятельность, в 2007 – вернулся к писательству. Работа в правоохранительных органах позволила писателю создавать истории, наполненные реалистичными деталями и подлинной драматичностью.
     В 2008 году прозаик написал рассказ про армию, в котором исследовал себя. Затем вышел первый роман в издательстве «Вече». «Я настойчивый. Отправляю рукопись в издательство, затем звоню, чтобы узнать - пришло или не пришло. Так добираюсь до редактора», - поделился писатель.
     М.Соловьев считает, что человек способен писать, пока помнит, как быть ребенком. В своих произведениях писатель освещает два важных чувства: материнскую любовь и мальчишескую дружбу. Однако творческое отражение отношений мужчины и женщины тоже интересны автору. Цепкая память позволяет писателю вспоминать собственные эмоции и передавать их в своих произведениях. В настоящее время прозаик пишет рассказы, а ранее вел две рубрики в газете и журнале.
     В резиденции Михаил Соловьев работает над романом «Аврора» о любви девушки из XXI века и парня из XIX века. Роман был задуман давно, но времени работать над ним постоянно не хватало. В резиденции Михаил надеется завершить произведение. В романе прозаик анализирует, что именно за относительно небольшой период – в 100 лет – люди потеряли, какие были взаимоотношения ранее и сейчас. Для читателей Михаил вкратце рассказал завязку романа. Подчеркнул, что для написания истории вынужден был основательно покопаться в истории: «Например, знаете ли, зачем купеческие подушечки нужны были? Для того, чтобы обложиться ими и позволить больному телу занять наилучшее положение, в котором боль уходила. Так люди лечились». Писатель также увлекается антиквариатом, поэтому роман с исторической направленностью, ему вдвойне интересен.
     В завершении беседы М.Соловьев подарил библиотеке с. Белогорья две своих книги: «Переход» и «Час собаки».



     Прозаик Ольга Атавина из г. Омска начала беседу с рассказа о том, как, будучи уроженкой Дальнего Востока, попала в Омск. «Я родилась в Хабаровске, в 1984 году, 11 октября. Окна роддома выходили на реку Амур. В 2004 году переехала во Владивосток, а оттуда - в 2014 - в Омск. В Омск я переехала из-за любви. У меня семья, два сына. Теперь я омичка с 8-летним стажем и дальневосточной кровью!»
     В резиденции прозаик работает над сборником прозы и поэзии «Букет от Бога». Стихотворения Ольга начала писать в четырёхлетнем возрасте, мама помогала. До 2018 года О.Атавина работала в разных жанрах поэзии, в том числе патриотической, любовной. Писатель много писала поздравительных стихотворений. «Я люблю писать личные послания человеку, стихи такие себе не оставляю - дарю». В 2018 году после трагичных событий, Ольга стала писать прозу. Тогда же написала первый рассказ «Букет от Бога». Прозаик надеется, что в резиденции получится закончить книгу. «Жизнь – подарок с алой лентой. Эта лента красной нитью будет проходить через весь сборник, в котором отражены жизнь, смерть, возрождение, увядание, волшебство. В сборнике будет и проза, и поэзия, и детские сказочные произведения», - поделилась с читателями прозаик.
     Для слушателей Ольга Атавина прочитала стихотворение с рабочим названием «Два дракона», написанное ею в резиденции.
     Для гостей встречи Ольга подготовила открытки из Омска. Желающие получили свой экземпляр с пожеланием и автографом автора!



     Прозаик Ольга Ратникова из г. Санкт-Петербурга поблагодарила слушателей за то, что они пришли на встречу. Ольга призналась, что волнуется и потому расскажет всю правду. «Я – писатель, поскольку у меня есть две опубликованные вещи, качественно написанные», - поделилась она, представив слушателям сборники, где опубликованы ее произведения - альманахи из ежегодной серии «Чтения со смыслом». В первом, который называется «Кто я?», повесть Ольги «Любовь с поцелуем на память», во втором («Один счастливый день») размещён рассказ «Призрак Надежды».
     Прозаик рассказала, что долго проработала журналистом, всегда любила печать, но после кризиса 2008 года и закрытия газеты, началось волшебство. Ненадолго Ольга вернулась в журналистику, на телевидение, где занималась новостями. Работу свою любила, но когда прошло сокращение штата, поняла, что в журналистике состоялась и ушла на вольные хлеба. «Я тонко чувствую жизнь», - поделилась прозаик. – «Мне нравится исследовать процесс жизни как большого волшебства. Я много читаю, очень требовательна к себе. Поэтому моя библиография коротка – две написанные повести, третья в процессе издания, а четвертую пишу в резиденции».
     Ольга Ратникова отметила, что каждое предложение шлифует, а в работе с текстом руководствуется словами А.П. Чехова о том, что рассказ в две страницы должен сиять, как бриллиант. Для прозаика литература – усердный труд, не поверхностный. «Как современные писатели , мы несём огромную миссию – оставить наследие после себя. Поэтому литература должна быть приличной!» - отметила резидент. Ольга пояснила, что пишет о любви, надежде и вере. Считает, что люди едины со Вселенскими законами, всё происходит вовремя. Для слушателей Ольга прочитала отрывок из своей повести «Любовь с поцелуем на память».



     Поэтесса Варвара Заборцева из п. Пинеги Архангельской области сказала, что замешана на Пинеги, а учится в Санкт-Петербурге, в Академии художеств имени Ильи Репина. Для читателей поэтесса привезла северные стихи и прочитала их публике: «В Питер за сарафаном», «Банка малины», «Новоселье», «Под Рождество», «На синей скатерти разлили молоко». Впечатленные необычным говором поэтессы, теплотой и душевностью каждого стихотворения публика аплодировала Варваре после каждого стихотворения, из зала доносились восторженные возгласы: «Молодец!».



     ВОПРОС-ОТВЕТ с Ти Даймон:

     Вы пишите довольно давно. Подскажите, исходя из вашего опыта, должен ли поэт сделать читателю больно? То есть написать такое произведение, которое заденет болезненные струны души читателя?
     - Отношения поэта и читателя неоднозначны. Когда я пишу, то сама являюсь читателем. В какой-то момент поэту придется шагнуть в дверь, где будет больно. Однако читатели не обязательно должны чувствовать мою боль. Это не вопрос управления, когда я могу принять единоличное решение о том, что стихотворение будет вызывать только определенные эмоции. В этом смысле я предопределена. Вопрос о восприятии читателем моих произведений в его чувствительности.

     Помните ли вы свои первые пробы пера?
     - В школе моим классным руководителем была учительница математики. Однажды на классном часе она сказала, что скоро праздник 9 мая и нужно сочинить стихотворение. Я, будучи в 7 классе, ответила: «Наталья Евгеньевна, мы же не поэты!» На что учительница сказала мне: «А ты попробуй.» Тогда я пришла домой и написала пейзажную лирику. Показала стихотворение маме. Мама – а моя мама в стихотворениях не разбирается – спросила: «Это Есенин?» Я ответила: «Это я!»
     В то время мои пробы написания стихотворений были лингвистической кроватью, свой голос проявлен не был. А вот через три года, в 10 классе, «акробатика» закончилась и я поняла, что будет больно и страшно, и что надо идти в эту боль.

     Вы сказали, что мама не оценила ваши первые пробы пера, как это на вас повлияло?
     - Отношения с папой у меня всегда были ближе, чем отношения с мамой. Поэтому мамина оценка моего стихотворения меня не задела. Мама – прагматик, а вот папа был ценителем поэзии. Уже после его смерти я узнала, что в свои экспедиции (он работал гидрологом), папа брал с собой мои стихи и показывал их своим товарищам по экспедиции.



     ВОПРОС-ОТВЕТ с Данделией:

     Вы прочитали стихотворение и отрывки из романа, скажите, что для вас легче писать: стихи или прозу?
     - Считаю, что творчество – это душа. Возможно, со мной многие не согласятся, но уверена, что стихи должны писаться из души – легко, просто и быстро. Если над стихотворением работать, оно превращается в математическую модель. Малая форма прозы дается мне легко, а романы - очень сложно. Уже несколько раз перекроила сюжет романа, над которым работаю в резиденции.

     Вы здесь начали писать роман или приехали с заготовками?
     - В резиденцию я приехала с одной главой романа.

     Что вас вдохновляет в Амурской области?
     - Природа! Стройные березы, белки. Недавно мы гуляли в Волчьем каньоне – прекрасные виды.

     Вы сказали, что не считает себя писателем. Что должно произойти, чтобы вы могли о себе сказать: «Я - писатель»?
     - Для этого я должна написать хотя бы 10 романов.

     Вы начали писать про Амурскую область раньше, чем приехали сюда?
     - Да, это мистика!

     Вы из Ижевска, а пишите про Амурскую область. Как так получилось?
     - Необъяснимо, почему в моем произведении зазвучала Амурская область. Может быть, какие-то отдаленные детские воспоминания о дочери знакомой маминой знакомой, которая жила в Амурской области. Тогда я заинтересовалась этим, посмотрела расположение области на карту, удивилась, что область находится рядом с Китаем.



     ВОПРОС-ОТВЕТ с Ольгой Атавиной:

     Вдохновение для вас – надёжный товарищ или капризный ребенок?
     – И так, и так. Вдохновение бывает мне другом, когда я читаю написанное на бумаге и чувствую, будто не участвовала в процессе написания. Если творческий поток несёт, текст выливается на бумагу, а его нужно править – то здесь вдохновение, как хитроватый товарищ. Через время возвращаюсь к такому тексту, правлю. На одном писательском семинаре, в котором я участвовала, прозвучала фраза, которую я навсегда запомнила: «Точно подбирать слова очень важно». Я учусь подбирать слова, чтобы верно выразить смысл, который ко мне пришёл.

     Бывали ли у вас творческие кризисы? Как выйти из творческого кризиса?
     - Когда мне плохо, я пишу, и так освобождаюсь от негатива. Если мне совсем не пишется, то это означает не творческий кризис, а то, что я себя загнала.

     Писательство – это талант или ежедневный труд?
     - И то, и другое. На мой взгляд, у каждого человека много талантов, но проявить он может только один или два. Нужно выбрать что-то из множества, расставить приоритеты. В писательстве нужна практика, а не только талант.



     ВОПРОС-ОТВЕТ с Ольгой Ратниковой:

     Над каким произведением вы работаете в резиденции?
     - В резиденции я работаю над кино-повестью в жанре реализм с элементами большого волшебства «Айя-София». Зимой написала сценарий, поскольку посчитала, что люди не читают книг, больше фильмы смотрят. Я написала сценарий о спасении личности из мрака нелюбви, о борьбе добра и зла. Анализировала ситуацию, когда хороший человек совершает ошибки, сбитый с толку обстоятельствами, ему приходится платить за поверхностное добро. Мне было интересно, способен ли такой человек обновиться с помощью любви. Позднее я решила переписать сценарий в кино-повесть. Сказала: «Господи, если мне нужно писать, направь меня». И Господь направил меня на кинофестиваль, где я узнала об АСПИ, подала свою заявку без надежды, а в итоге поехала в Дальневосточную литературную резиденцию АСПИ. Значит, мне нужно писать, я буду писать.
     В кино-повести очень динамичное повествование. Она будет интересна юному поколению, поэтому мне хочется, чтобы молодёжь читала. Представители молодого поколения сейчас не слушаются и не читают, а нужно читать, нужно заставлять себя думать.

     Вы бы хотели увидеть фильм по вашей кино-повести?
     - Да, мечтаю об этом!



     ВОПРОС-ОТВЕТ с Варварой Заборцевой:

     Когда вы написали первое стихотворение?
     – Смотря что называть стихотворением. В 2 года декламировала стихотворения из сборника Агнии Барто, а в 12 лет мне приснилось смешное стихотворение. Это стихотворение принесла своей учительнице, она порекомендовала мне обратить внимание на Пинегу и попробовать написать стихотворение про Пинегу. С тех пор и пробую. Благодаря участию в литературных фестивалях с 2020 года о моих стихотворениях узнали не только в Пинеге. (Напомним, Варвара - участник XX, XXI и XXII форума молодых писателей России, участник форума молодых писателей России, Казахстана и Киргизии 2021, участник Всероссийской мастерской молодых авторов «Мир литературы. Новое поколение» от АСПИ, лауреат международного конкурса «Русский Гофман», обладатель премии журнала «Сибирские огни» в номинации «Новые имена», участник литературной школы журнала «Юность»).

     Откуда у вас такой говор?
     - Говор до сих пор впитываю. До шести лет жила с бабушкой и дедушкой, их слушала. Сейчас часто приезжаю на каникулы в родную Пинегу. Из Академии меня отпускают.

     Где вы научились так декламировать стихотворения?
     - Этому нигде не научиться. Я вот в карты с бабушками люблю играть, многому у них учусь.
     Раздается весёлая реплика из зала: «Теперь я буду ждать книгу о бабушках Пинеги, играющих в карты!»

      Где можно почитать ваши стихотворения?
     - Я публикуюсь в толстых литературных журналах «Звезда», «Юность», «Урал», «Сибирские огни», «Наш современник», «Формаслов». Можно в них поискивать. Есть еще «Журнальный зал» (литературный интернет-проект, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом), там можно посмотреть.



     Прощаясь с резидентами, амурчане пожелали писателям добра, успехов. «Пусть встреча с Амурской областью долго вам светит и греет вас!»



     Вот такой необычной и динамичной получилась встреча в рамках интерактивного мероприятия «Ночь искусств». Отметим, что выступления молодых поэтов из Благовещенска резиденты слушали внимательно, щедро одаривая амурчан аплодисментами.






     Яхина Антонина

Фото




1