Страницы литературной жизни Приамурья. 2022.11.01 - Встреча резитентов пятого заезда в Центре библиотечного обслуживания незрячих

     

     1 ноября в 16:00 в Центре библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих амурчане познакомились с прозаиками Натали Тумко из г. Владивостока и Николаем Кольцовым из г. Иркутска.
     В начале встречи куратор резиденции Андрей Коваленко тепло поприветствовал постоянных гостей встреч с писателями Дальневосточной литературной резиденции АСПИ – читателей Центра библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих, представил резидентов.



     Натали Тумко в первую очередь пояснила, что она пишет фантастику, но не фэнтези. «В моих книгах мало принцев и замков», - пошутила прозаик. Натали рассказала, что работает в жанре научной фантастики, где автор высказывает некое предположение о том, как та или иная технология (явление, существо, предмет и пр.) в будущем повлияет на структуру общества.
     Натали прочитала слушателям рассказ в жанре научной фантастики «Планы на воскресенье» и вместе с публикой проанализировала его: «В рассказе мы видим общество через персонажа – девушку. Видим нежелание людей потерять работу, комфорт, нежелание переносить какие-либо неудобства, связанные с семейной жизнью. Общество изобретает инкубатор. В таком обществе появляются «воскресные» папы. Я отразила в рассказе систему ценностей, которая нам не знакома, но вытекает из знакомых нам мотиваций.
     - Мы движемся в сторону описанного вами общества, - раздался грустный комментарий из зала.
     - Да, - согласилась прозаик, - однако в рассказе я не даю оценку – хорошо это или плохо.
     Натали также рассказала слушателям о том, когда она решила стать писателям. «Я пошла в школу, чтобы не столько научиться писать, сколько научиться писать хорошо!» - поделилась прозаик.
     Произведения Достоевского оказали на юную Натали большое влияние. Прозаик рассказала, что её потрясла атмосфера уныния, которую воссоздал великий писатель. Натали интересовало, как он добился такого результата. Она стала пробовать заменять синонимы, переставлять слова местами и поняла, что «у Достоевского нельзя менять слова местами – не тот эффект, даже запятую нельзя переставить!» Так прозаик училась у писателей приёмам, с помощью которых можно вызвать эмоции у читателей.
     Натали Тумко рассказала, что делит писателей на две категории: «архитекторы» - писатели, для которых история в произведении стоит на первом месте, и «садовники» - писатели-атмосферники, для которых история в произведении вторична. «Я - писатель-атмосферник, мне очень важно создать определенную атмосферу в произведении», - заметила о себе Натали.
     Во вступительном слове к рассказу прозаик сделала отступление, в котором рассказала об особенностях современных мифов и подчеркнула их значимость для развития региона, поскольку именно на основе мифов создаются сувениры, характерные для региона и впоследствии ассоциирующиеся с ним.
     Для турбазы «Мухинка», где располагается Дальневосточная литературная резиденция АСПИ, прозаик создала миф «Смотритель литературных вселенных», который торжественно передала администрации турбазы.
     Слушателям очень понравился рассказ Натали. Прозаик пояснила, что на основе описания героев мифов создается сувенирная продукция. Н.Тумко поделилась своим опытом работы по созданию мифов в родном городе Владивостоке: «Мои помощники договариваются и организуют встречи читателей со мной в интересных, необычных местах. Там я хожу, гуляю, собираю сплетни. Так, например, я создала миф о Лихоснежных девах Владивостока. Дело в том, что во время зимы в самом городе снега не найти. Я придумала Лихоснежек, которые соревнуются с ветром и угоняют тучи, в которых держится снег, в море. Впоследствии, одна мастерица сделала куклу Лихоснежку. Так появился сувенир г. Владивостока – Лихоснежка, который мастерица везде возит с собой, проводит мастер-классы по созданию таких кукол».



     Николай Кольцов рассказал слушателям, что начал писать поздно – в 55 лет. По профессии он инженер-механик. В своё время работал на предприятии Всероссийского общества слепых в г. Иркутске. Несмотря на то, что на предприятии проработал недолго, у Николая остались самые хорошие впечатления.
     В настоящее время Николай – пенсионер и председатель гаражного кооператива. «Работа в гаражном кооперативе мне нравится», - делится прозаик. – «Во-первых, она занимает не так много времени, а, во-вторых, дает много поводов для написания рассказов».
     Н.Кольцов отметил, что пишет современные рассказы, в которых описывает споры и конфликты людей, пути их разрешения. «Каждый писатель отражается в своих рассказах», - заметил Николай. – «Прочитав произведение автора, можно понять, какой он человек».
     Для публики прозаик зачитал рассказ «Чьи мы?» из своей книги «Прикосновение к истине».
     Прозаик прочитал публике рассказ о смысле человеческой жизни, написанный в первые дни пребывания в резиденции, под названием «Липы, пчёлы, мёд».
     «В писательстве перед собой ставлю два вопроса: в чем заключается предназначение человека и в чем состоит смысл жизни», - отметил писатель.



     ВОПРОС-ОТВЕТ С НАТАЛИ ТУМКО:

     Вы пишите что-то наподобие «1984» Оуэрелла? Антиутопию?
     - Антиутопия – это тоже жанр социальной научной фантастики, однако сейчас в книгах фантастами используется больше бытовой подход к жанру научной фантастики. – ответила Натали. – Например, у меня есть недописанное произведение, в котором я описываю мир, где люди спят весь долгий путь от дома до работы. Для жителей Москвы, например, провести 2-3 часа в пути, добираясь до работы, а потом столько же, добираясь обратно, – привычное дело. Люди в моем произведении спят в пути, а утром и ночью бодрствуют. Я показала, как при таком образе жизни меняется структура общества, какие заведения работают ночью, какие утром. Сама история в книге о поводырях. Поводыри – это люди, которые доставляют спящих людей до работы и обратно. Как видите, в этом произведении я лишь высказываю идею и показываю, как на её основе будет меняться общество. Я не даю никаких оценок – хорошо это или плохо. Антиуопию и утопию фантасты сейчас редко используют – болезненно, когда написанное вдруг начинает воплощаться. Полагаю, такие произведения должны быть предупреждением, а не пророчеством.

     Почему вы пишите фэнтези?
     - Я пишу не фэнтези, а фантастику, - поправила Натали, и заботливо рассказала публике разницу между этими двумя жанрами. - В фэнтези используется минимальное количество научных рассуждений и допущений. Там всё завязано на волшебстве, мистике. Задача фэнтези – увести читателя из реальности, дать ему возможность отдохнуть в волшебном мире. Фантастика, особенно её социально-научная разновидность, заставляет читателя задуматься о будущем, она не предполагает, что человек может расслабиться. Если фантастическое произведение расслабляет, то значит скоро будет подвох, жесткий, неприятный момент. Этого требует сам жанр. А фантастику я пишу потому, что так мыслю.

     То есть вы выдаете желаемое за действительное?
     - Нет. Это не желаемое, а предполагаемое. В прочитанном рассказе мы видим общество, которому не нужны дети. При таком подходе человечество может не устоять. Наука идёт на поводу инстинктов, а люди – ленивые. Замечу, что помимо фантастических произведений, у меня есть две пьесе в жанре реализма.

     Над каким произведением вы работаете в резиденции?
     - В резиденции я работаю над романом в жанре социальной фантастики «Звучащий, как неизбежность, Его голос». Для меня объем произведения достаточно большой. Всё-таки я – мастер короткой прозы.

     Как вы всё успеваете? – тут же раздался удивленный возглас из зала.
     - В резиденции мы полностью освобождены от быта: нас кормят, нам стирают. К тому же, работать в формате малых произведений мне легко.



     ВОПРОС-ОТВЕТ С НИКОЛАЕМ КОЛЬЦОВЫМ:

     А для незрячих книги пишите?
     - Даже не думал, - ответил Николай. – На резиденции я познакомился с Натали Тумко, у которой много аудиозаписей своих рассказов. Я взял это на заметку. Как только запишу свои рассказы, занесу записи на предприятие Всероссийского общества слепых. Не знаю, когда это будет. Нужно найти актёров для озвучки.

     А что вы пишите в резиденции?
     - В резиденции я работаю над автобиографичным рассказом. Запланировал 50 страниц, написал уже 23. Отправлял рассказ наставнику АСПИ. У меня возник некий творческий ступор в написании рассказа, думаю, буду дописывать его уже дома. Наставник помог найти выход из этого состояния.

     Принадлежность писателя к каким-либо писательским группам и союзам, участие в литературных резиденциях помогает в творчестве или мешает?
     - Резиденция – это чудо какое-то! От каждого из ребят, находящихся со мной на резиденции, я беру понемногу, присматриваюсь, учусь. Желаю литературным резиденциям процветания! В Иркутске есть несколько писательских организаций, однако такой поддержки и дружеского участия, которые я чувствую здесь, там нет. Наша писательская организация помогла мне издать мою первую книгу «Прикосновение к истине».

     Вы проводите встречи у слепых?
     - Нет, на предприятии Всероссийского общества слепых не знают, что я писатель. Я не очень известен в Иркутске. Скоро должно выйти моё первое интервью на радио. Несколько рассказов были опубликованы в различных литературных журналах.



     Завершилась встреча чаепитием, на котором слушатели продолжили неформальное общение с Натали Тумко, Николаем Кольцовым, а также с присутствующими на встрече драматургом Утумом Захаровым и прозаиком Анастасией Ивановой. Утум и Анастасия рассказали слушателям о произведениях, над которыми работают в резиденции, впечатлили слушателей историями из личной жизни, повлиявшими на творческий путь.



     Яхина Антонина

Фото




1