Страницы литературной жизни Приамурья. 2022.10.13 - Три прозаика из Сибири и Центральной части России стали гостями библиотеки Центральная

     

     13 октября в 18:00 в библиотеке «Центральная»» амурчане познакомились с прозаиками Ксенией Хотиной, Дмитрием Фалеевым и Евгенией Пьянзиной . Встреча получилась настолько живой и творческой, что мы решили подготовить несколько постов, посвящённых каждому из резидентов в отдельности! Начнём с выступления Ксении Хотиной.
     Прозаик представилась и рассказала, что вместе с коллегами при помощи сайта Artbreeder подготовила презентацию с портретами героев своих произведений.
     «Несмотря на то, что портреты героев созданы при помощи компьютерных технологий, мы глубоко убеждены в том, что искусственный интеллект никогда полноценно не заменит человеческий мозг», - заметила Ксения, начиная презентацию.
     В резиденции Ксения пишет роман в жанре антиутопии с рабочим названием «Думаю, ты прав». Слушателям прозаик представляла каждого героя романа и дала несколько комментариев:
     «Алиса – главная героиня романа, подросток. Её портрет полностью соответствует описанию, указанному в романе. Её внешний вид уже не изменится, поэтому можете запомнить Алису именно такой. В романе поднимаются проблемы взаимоотношений детей и родителей, детей и взрослых.
     Евгений – дядя главной героини – второе по важности лицо в романе.
     Далее, Лёля – подруга Алисы и Якоб – помощник Алисы. Внешность указанных персонажей может претерпеть изменения. Поскольку в течение одного месяца проживания в резиденции сложно написать законченное произведение, и некоторые герои (как Лёля и Якоб) появляются лишь в середине романа, их характеры будут ещё дорабатываться.
     Мама Алисы получилась очень строгой, и мне это нравится. Для подростков свойственная борьба и противостояние взрослому миру. Алиса борется с мамой, поэтому строгость и злость в характере матери переданы и в портрете.
     А вот качественный портрет злого персонажа создать пока не удалось, поэтому перед вами портрет Большого Зла – размытый и неясный».
     Прозаик пояснила, что привыкла работать в жанре реализма. В своих произведениях она отражает проблемы, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни. Например, буллинг в школе.
     Ксения Хотина считает, что самым ценным в творчестве является возможность писателя полюбоваться человеком, насладиться его характером.
     «Ни один книжный герой не сравнится с реальным человеком! Если писателю удается настолько оживить персонажа, что он становится реальным – это круто. В моем сборнике рассказов «Четверо. Трое. Двое. Один» некоторые герои имеют прототипы в реальной жизни. И когда я перечитываю свои рассказы, то удивляюсь, как органично поступает герой, придуманный так бы не смог», - поделилась с амурчанами Ксения.
     Прозаик также рассказала слушателям о сборнике городских легенд города Петрозаводска (Ксения победила в конкурсе, её история идёт в самом начале этого сборника), который есть в свободном доступе по ссылке: https://ridero.ru/books/petrozavodsk/



     Прозаик Дмитрий Фалеев представился и предложил слушателям формат общения «вопрос-ответ», чтобы понимать, о чем интересно поговорить гостям. «Писатель – закрытая лаборатория», - заметил Дмитрий. – «А в качестве мотивации тому, кто задаст больше всех вопросов, подарю свою книгу «Зона Змеи!»
     Прозаик рассказал, что родился и вырос в городе Иванове. С детства любил работать со словом. При выборе профессии в старших классах, за неимением учебных заведений по профессии писатель, выбрал учебу на факультет журналистики. Со временем про писательство было забыто, журналистика вышла вперед. Однако натура прозаика требовала более широкого простора для творчества, чем работа на заказ для изданий и редакторов. Дмитрий предположил, что рамки журналистики малы только в его городе, и переехал в Санкт-Петербург. Там границы журналисткой деятельности были шире, но всё же имели пределы. Поэтому Дмитрий решил вернуться к писательству. «Чем больше я находился в писательстве, тем больше было азарта искать и находить!» - рассказывал Д.Фалеев.



     Прозаик Евгения Пьянзина рассказала, что приехала из города Барнаула. В резиденции пишет роман в жанре фэнтези. «Что-то между Гарри Поттером, Ведьмаком и фильмами Квентина Тарантино», - охарактеризовала свой роман Евгения. Роман называется «Плод Сущности» и повествует о приключениях главной герои в магической академии. Прозаик представила слушателям портреты героев романа:
     «Мирэн – главная героиня романа, позор семьи. На принадлежит ведьмовской семье, однако мать решила, что магическими способностями Мирэн не обладает. Мать героини полагает, что её союз с отцом Мирэн был ошибкой, а значит, сама дочь является ошибкой. Ребенка мать оставляет на попечение дяди.
     Арнас – дядя героини – заместитель директора академии. Для Мирэн он, как ангел хранитель, спаситель и защитник. Именно он помогает Мирэн поступить в академию. Главная героиня не сдает экзамен не потому, что не обладает магическими способностями, но потому, что ее «завалили» на экзамене.
     Нахия – эльдийка, студентка, иностранка, принадлежит к элите.
     Игон и Бихар – друзья детства Мирэн. Семья Бихара служит семье Мирэн пятьсот лет. Несмотря на запрет родителей общаться друг с другом, ребята дружат. Поступили в одну академию.
     Элдер – староста, сила сил. Для Мирэн этот герой, также как Арнас, является спасителем и защитником.
     Найти подробности романа и познакомиться с моим творчеством можно по ссылке: https://vk.com/whale_pit »



     ВОПРОС-ОТВЕТ С КСЕНИЕЙ ХОТИНОЙ:

     Во сколько лет мама Алисы её родила?
     - Алиса – поздний ребенок, мама родила её в 40 лет.

     А где находится папа Алисы?
     - Пока что папа Алисы находится дома.

     Вы работаете писателем?
     - Моя основная профессия – юрист. Ранее работала в маркетинговом агентстве. Считаю, что профессию писателя нужно совмещать с чем-то ещё. Писателю нельзя отрываться от реальной жизни, в замкнутости нет развития.

     В каком ещё жанре, кроме реализма, вы хотели бы поработать?
     - В резиденции как раз пробую новый для себя жанр – антиутопию. На мой взгляд, герои должны проживать реальную жизнь. Герои создают автора, а не наоборот. Конечно, базовых героев придумывает автор, но дальше у произведения начинается своя жизнь. Появляются новые герои, каждый персонаж начинает проживать свою жизнь. Герой определяет сам дальнейшие события произведения, приобретает какие-то свои черты, действует так, как считает нужным. Автору остается только записывать. Если автор будет заставлять героя совершать несвойственные ему поступки, то сам герой, а потом и произведение будут выглядеть неправдоподобно.
     Есть такая история, когда к фантасту Алану Кубатиеву приходили люди с соседних аулов и высказывали недовольство, что он убил своего героя, просили оживить героя. Писатель отвечал им, что не может воскресить своего героя. Я очень хорошо понимаю, почему он так говорил.

     Почему вы выбрали жанр антиутопия?
      Это эксперимент. Жанр близок к фантастике. На мой взгляд, проще создать свой мир, чем описать реально происходящие события.

     Есть ли у вас в романе, над которым вы работаете в резиденции, любимый герой?
     - Да, я люблю Алису и Женю. Евгению сочувствую.

     Писательство – это больше про труд и про талант?
     - Писательство – это больше про труд, но чтобы начать, нужен талант.

     Бывает так, что писатели пишут тогда, когда к ним пришло вдохновение. А бывает, что есть какие-либо сроки и нужно написать произведение без вдохновения. Приходится писателю писать и то, что не хочется. Бывало ли у вас такое?
     - По своему опыту и по опыту своих коллег скажу, что без вдохновения, в спешке получается полная ерунда. В этом случае лучше не спешить, отложить произведение и подумать.

     Не лучше ли написать одну легендарную книгу, нежели несколько посредственных?
     - Ждать вдохновения на написание только одной легендарной книги не считаю разумным. В писательстве нужно постоянно работать. Когда нет вдохновения, я читаю книжки и нахожу в них опечатки – это моё хобби, чтобы продолжать тренироваться в писательстве.

     Как выходить из творческого кризиса?
     - Заставлять себя работать.

     Есть ли у вас произведения, где у героя, на первый взгляд, другие имя и характер, а на самом деле – это вы?
     - Для меня легче в произведении описать другого человека, чем себя. Другому человеку очень легко приклеить штамп «Эгоист», например. А себе уже так легко не получится.

     Насколько сильно Алиса похожа на вас?
     - Я тоже была подростком. Алиса похожа общим контекстом.

     А были ли у вас такие книги, где персонаж был очень сильно похож на вас?
     - У меня есть такая рукопись, но она нигде не публиковалась, поскольку требует доработки.

     Сильно ли вы эмоционально сливаетесь с персонажем, когда пишете книгу?
     - Когда я пишу грустные сцены, то тоже чувствую грусть.

     Как вы думаете, связана ли работа писателя с психологией?
     - Да, связана. Писатель должен быть очень чутким в плане оценки людей.

     Вот таким активным получилось общение амурчан с Ксенией Хотиной! Сборник рассказов «Четверо. Трое. Двое. Один» Ксения подарила библиотеке "Центральная", теперь амурчане смогут лично познакомиться с творчеством карельского автора.



     ВОПРОС-ОТВЕТ С ДМИТРИЕМ ФАЛЕЕВЫМ:

     Книга «Зона змеи» - метафора?
     - Зона змеи – понятие биологическое. У каждой змеи есть определенная дистанции, ближе которой к ней подходит нельзя – укусит. Поэтому, да, книга – это метафора. Для меня интересно находиться в пограничной зоне смыслов, когда нет четких границ. Мне нравятся змеи. Если бы у меня были змеи, я бы их дрессировал.

     Для того, чтобы написать книгу «Зона змеи», вы изучали змей?
     - В Иваново есть ужи, гадюки и медянки, поэтому нельзя сказать, что я изучал змей. Мне нравятся их движения. Они напоминают мне движение моих мыслей, мировоззрений, умозаключений. Есть прямое мышление, где мысль двигается из точки А в точку Б. Но змея так, по прямой, переместится не может. Она извивается, выбирает окольные пути. Движения змеи мне близки, я так же реагирую на действительность.

     Журналистика предполагает достаточно тесный контакт с людьми. Был ли в вашей журналисткой практике человек, который вдохновил вас, как писателя?
     - Журналистика открывает многие горизонты. Особенно, в плане заработков. Журналистика гораздо доходнее, чем писательство. Благодаря журналистике у меня была возможность встречаться с интересующими меня людьми.
     Так я познакомился с питерским поэтом Глебом Горбовским. Встречей с поэтом я был очень впечатлен, поскольку он показала мне, что в моём поколении ещё можно быть значимой фигурой, вырасти в нечто весомое, не вмещающееся в рамки. Раз он смог, то и у меня есть эта возможность. Можно вырасти в Эверест.

     Чем именно вас вдохновил поэт Глеб Горбовский?
     - Поэт показал мне реальный, живой пример, задал планку. Мне понравились та свобода, с которой он держался, его независимость мышления.

     Чем поэт Глеб Горбовский помог вам в писательстве?
     - Однажды я читал ему свои стихи. Он заметил, что мои стихи лучше, чем стихи Бродского. А Бродского Горбовский знал лично.

     Так вы пишите стихи и прозу?
     - Да, я также пишу стихи.

     Слушатели попросили Дмитрия прочитать стихотворения. Дмитрий прочитал «Поэму про Дальний Восток».
     «Есть такое слово «мистика». Сейчас оно «заезжено» на телевидении». Тем не менее, оно мне нравится. Я люблю таинственность и в стихах, и в прозе», - пояснил Дмитрий и прочитал ещё одно стихотворение «В горах, в расщелине одной…»

     Есть ли в вашей книге «Зона змеи» персонажи, которые списаны с реальных людей?
     - Я так или иначе персонажей выдумываю. С реальных людей списываю лишь какие-то определенные черты. Бывало, что знакомые, читая книгу и обнаружив одну свою черту в персонаже, полагали, что весь персонаж списан с них. Но это лишь одна черта! Никогда не списываю персонажей полностью с человека.
     У меня есть книга в жанре нон-фикшн, про цыган, она документальная. Вот там герои – это реальные лица. Имена Грек, Береза, борода определенной длины – всё настоящее.
     В художественных произведениях использую другой принцип построения персонажа.
     Степень изолированности рассказа, когда персонажи полностью придуманы и не опираются на действительности, - читаю критерием качества. Чем больше в книге связи с реальностью, тем хуже для книги. Книга должна родиться отдельным продуктом. Чем очевиднее, откуда взято то или иное, тем хуже.

     Но ведь некоторые писатели вкладывают свои переживания в книги. Это делает книгу лучше. Как считаете?
     - Это подходит не для всех писателей. Такие как Довлатов, Ерофеев, работающие на стыке журналистики и литературы, вписывают реально существующих людей в свои книги, и это смотрится выигрышно. У меня другой подход.

     Цыгане не возражали, что вы написали про них книгу?
     - Когда я только знакомился с жизнью цыган, то они меня опасались. В таборе мне сначала не доверяли. Но постепенно общение стало дружественным, приезжал с видеокамерой и снимал жизнь цыган. В таборе было по 20-30 домов, если не заглядывал ко всем – обижались. Писателем-цыгановедом я был давно. Из таборов перешел в мастерские художников. И этот этап тоже подходит к концу.

     Что вас привлекало в цыганах?
     - Тайна, которая их окружала, музыка. Типажи. Я не мог себе позволить съездить в Тайланд, но мог съездить в табор. И ощущения от посещения табора были равны ощущениям пребывания в другой стране!

     Будучи журналистом, вы пытались к чему-то призвать людей? К чему?
     - В журналистике старался выбирать темы, которые мне были интересны, культурную тематику. Ни к чему не призывал.

     Расскажите о произведении, над которым работаете в резиденции?
     - В резиденции я пишу сборник рассказов «Дальний, Дальний Восток». – Дмитрий представил портрет главного героя произведения. - Сначала у меня была мысль написать полушутливый дневник, где главным героем будет тигрёнок Васька. По мере работы дневник стал перерастать во что-то большее, рос и тигрёнок. В конце книги тигрёнок вырастет в полноценного Амурского тигра. Я рассказываю о том, как поймал тигрёнка, протащил на турбазу, всяческие приключения с ним описываю. Тигр – выдуманный. Это цыганская правда, которая лучше правды.

     Где можно будет ознакомиться с вашей книгой?
     - По окончанию работы резиденции мы направим готовые произведения в АСПИ, которая отберет произведения для издания. Новости появятся в группе Дальневосточной литературной резиденции АСПИ.
     Параллельно я также работаю над рассказом «Эстафетная палочка». Ранее этот художественный рассказ назывался «Бесплатный чай». Суть рассказа – передача знания, словно эстафетной палочки. Мне, например, эстафетную палочку писательства передал Горбовский. - Дмитрий представил портреты главных героинь рассказа, Алтыну и Анну.

     Вот таким активным получилось общение амурчан с Дмитрием Фалеевым! Книгу «Зона змеи» писатель вручил самой активной слушательнице Милане.



     ВОПРОС-ОТВЕТ С ЕВГЕНИЕЙ ПЬЯНЗИНОЙ:

     Вам близка история героини?
     - Да, однажды дед назвал меня позором семьи.

     Мир, который вы описываете в романе, полностью магический или есть и обычные люди?
     - Мир романа магический, но в нем есть обычные люди.

     Давно ли вы пишите?
     - 9 лет. В основном, в жанре фэнтези и young adult. Начинала свой писательский путь с фанфиков.

     Какая у вас любимая фэнтезийная книга или фильм?
     - Мне нравится «Ведьмак».

     Хотели бы вы, чтобы ваш роман «Плод Сущности» экранизировали?
     - Я бы хотела увидеть визуальную новеллу по моему роману.

     Где вы черпаете вдохновение для будущих книг?
     - Из жизни, впечатлений. Однажды я участвовала в марафоне, где нужно было за один месяц написать книгу в 50000 символов. Я справилась и написала книгу за месяц. Однако после некоторое время не могла смотреть на буквы. Но здесь главное - не забрасывать писательство на совсем.

     Бывает ли так, что после почтения книги или просмотра фильмы, вы заимствовали их сюжеты?
     - Так получилось с книгой «Дюна». Моя книга началась по такому же сюжету, но далее я повернула в другую сторону.

     Как вы пришли к писательству?
     - Я танцевала, рисовала (окончила художественную школу), но писательство влекло меня больше всего. Хотя в семье эту деятельность е одобряют. У меня семья учителей, ветеринаров и программистов. Дед – художник.

     Пытались ли вы сами нарисовать иллюстрации к своим произведениям?
     - Пыталась, но не считаю себя хорошим художником.

     Когда вы начинали, думали про себя, что плохо пишите?
     - Я начинала писать в 13 лет и, конечно, писала плохо.

     Перечитываете свои ранние произведения?
     - Не перечитываю, поскольку все сожгла.

     А как же вы наблюдаете свой прогресс, если сожгли произведения?
     - Я наблюдаю прогресс каждый год.

     Фанфики – это литература?
     - Да. Фанфики по Сталкеру публикуют.

     Читаете фанфики сейчас?
     - Редко.

     Хотелось бы вам остаться в резиденции еще на один месяц?
     - Да. Вы знаете, раньше я не любила общаться с писателями. Считала их заносчивыми, конструктивной крики не получала. Но, как оказалось, везде нужно искать товарищей, которые смотрят с тобой в одну сторону. Здесь, в резиденции, у меня получилось найти таких товарищей.



     Завершилась встреча чаепитием, на котором звучали стихотворения Натальи, рассказы Юрия о Курске и его стихотворения, а также отзывы благодарных слушателей.


     Яхина Антонина

Фото




1