11 октября в 16:00 в Центре библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих амурчане познакомились с поэтессой Натальей Власовой и драматургом Юрием Никитовым-Рехлецким.
В начале встречи куратор резиденции Андрей Коваленко рассказал об Ассоциации союзов писателей и издателей, о её проектах, подробно остановился на работе литературных резиденций.
Драматург Юрий Никитов-Рехлецкий в начале своего выступления с юмором рассказал о себе: «Приехал к вам из города Курска, расположенном «немного» далековато. Кстати, там самые вкусные яблоки. Они меня и испортили: нигде, кроме Курска, яблоки не кажутся вкусными».
Юрий поделился, что по образованию он – историк, в резиденции работает над пьесой «Фрина», события которой развиваются в период Древней Греции. У драматурга уже есть опыт постановки пьесы с детьми и написания стихотворений, поэтому черновик пьесы изначально имел стихотворный вид.
Драматург коротко ознакомил слушателей с сюжетом пьесы и заметил, что во время работы в резиденции пьеса претерпела существенные изменения.
«В Дальневосточной литературной резиденции АСПИ я успел поучаствовать в Zoom-конференции с наставником - драматургом Львом Яковлевым, который порекомендовал мне увеличить количество персонажейв пьесе. Изначально у меня было 4 действующих лица, теперь их состав гораздо шире: я добавил 20 богов! Пьесу с внесенными изменениями вновь направил наставнику. Лев Яковлевич отметил, что пьеса стала лучше, и рекомендовал попробовать изложить её прозой. Поэтому большинство стихотворений я выкинул, оставил лишь маленькие вставки. После изменений вновь направил пьесу наставнику. Наставник похвалил и рекомендовал часть рифмованных диалогов вернуть. Вот так и работаю», - поделился с амурчанами Юрий.
Драматург зачитал несколько отрывков из пьесы, пояснил, что, на его взгляд, разобрать причину возникновения известного исторического факта и пофантазировать над тем, что же там происходило, занимательнее, чем придумывать новые миры.
Поэтесса Наталья Власова рассказала, что приехала в резиденцию из Новосибирской области. Ранее проживала в городе Бердске, где активно посещала поэтический клуб. Сейчас проживает в городе Искитиме, но продолжает быть участником поэтического клуба Бердска. «Стихотворения пишу с детства. У меня учительская семья. Родители сочиняли стихотворения, но нигде не публиковались», – поделилась со слушателями поэтесса.
Поэтесса познакомила публику со сборниками своих стихотворений.
Первую книгу «Испытание веры» Наталья выпустила в 2011 году.
«Эта книга - редкость. Найти её можно в библиотеках города Бердска и Искитима. Кстати, по образованию я – библиотекарь. По специальности работала недолго. Много лет работала на местном телевидении», - поделилась со слушателями Наталья.
Вторая книга вышла в 2015 году под названием «Колыбельная любви» и собрала в себя более зрелые стихотворения.
«Эта книга была написана под воздействием работы в поэтическом клубе. С коллегами мы собираемся и обсуждаем стихи друг друга. Но похвала на обсуждениях не звучит. В основном, мы ругаем, критикуем друг друга. Многие не выдерживают, уходят», - заметила Наталья.
Третья книга появилась в 2021 году и называется по одноименному стихотворению в книге «На выдохе».
«Я постоянно работаю над собой, совершенствуюсь. Ищу новые формы и методы написания стихотворений. Работа поэтического клуба очень помогает. У нас есть домашние задания. Например, изучить, что такое верлибр, триолет, и попробовать написать стихотворение в новой форме. Одно из заданий звучало так: написать стих от лица неживого предмета. У коллег заговорили утюги, спички. У меня – лифт», - рассказала Наталья.
Поэтесса прочитала трогательное стихотворение «Монолог лифта», а также другие свои стихотворения - «Телефонный разговор», про деньги, «Созерцание», «Так кто же раб?», «В одноразовом мире», белый стих, «Слава», «Время тает», «Как хорошо», «Запах из детства».
Слушатели поддержали чтение стихов горячими аплодисментами и просили продолжения. В ответ на просьбу поэтесса прочитала стихотворения «Победа», «Август. Предрассветное», а также стихотворение "Приамурье", которое было написано в резиденции.
По уже сложившейся традиции книгу «На выдохе» Наталья Власова подарила Центру библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих.
После выступления резидентов слушатели обратились к ним со своими вопросами
ВОПРОС-ОТВЕТ С ЮРИЕМ НИКИТОВЫМ-РЕХЛЕЦКИМ:
Вы первый раз в Благовещенске? Как вам город, природа Амурской области?
- Да, в Благовещенске я впервые. Сам город мне очень понравился. Смешанные леса восхитили. Моя мама проживает в Новосибирской области, однако там такого разнообразия деревьев, как здесь, нет. Чем-то природа Амурской области, безусловно, лучше природы Сибири. Очень вдохновляет. Город Благовещенск – небольшой. Но я люблю маленькие города, они настраивают на писательство.
Как вы относитесь к критике?
- К критике отношусь хорошо. На мой взгляд, пока не начнешь о чем-то рассказывать, не поймешь, насколько плохо ты это знаешь. Работа с наставниками в резиденции – хорошая практика. Например, я даже не думал, что в прозе пьеса может звучать хорошо. Такие вызовы, выход из зоны комфорта облагораживают.
Что вы больше любите – прозу или стихи?
- Я люблю прозу, но она у меня не очень получается. Для меня проще писать стихи. Конечно, в стихотворениях есть и удачные, и неудачные моменты.
Вы до сих пор работаете учителем истории?
- В настоящее время беру ребят на репетиторство.
Какая историческая эпоха у вас самая любимая?
- 18,19 века, период Наполеоновских войн.
ВОПРОС для двух резидентов: Как к вам приходят стихотворения? По вдохновению?
Отвечает Юрий: стихи приходят по-разному. Считаю, что большое произведение на одном вдохновении не написать. Нужно идти за сюжетом. А бывает такое сильное вдохновение, что не остановиться. Как-то был у меня период любви к Японии. Изучал её культуру. Изучение чужой культуры – первый шаг к пониманию своей культуры. Поэтому изучение диаметрально противоположной мне культуры помогло лучше понять культуру России.
Отвечает Наталья: вдохновение у меня бывает редко. Перед пробуждением во сне могу услышать музыку. Но, в основном, ко мне под впечатлением от чего-либо приходит первая поэтическая строка. Через какое-то время возвращаюсь к ней, работаю над стихотворением. Я – ремесленник, много тружусь над каждым стихотворением. Качество для меня имеет первостепенное значение. Конечно, душа важна, но форма стихотворения – не менее значима. Несовершенное стихотворение в белый свет не выпущу.
ВОПРОС-ОТВЕТ С НАТАЛЬЕЙ ВЛАСОВОЙ:
Когда вы окончательно осознали себя поэтом?
- Осознание себя поэтом ко мне ещё не пришло. Это высокое звание. Очень люблю стихотворения Р.Рождественского. Его стихотворения запоминаю легко, а свои практически не запоминаю. Цветаева, Ахматова, Ахмадулина – это поэты.
Представьте, что у вас есть возможность взять интервью у любого поэта из любого периода времени. На ком остановите свой выбор и почему?
- Я – Наталья Николаевна, поэтому поговорила бы с Пушкиным. Не могу насладиться его творчеством. Часто в поэтическом клубе мы ругаем друг друга за глагольные рифмы. А у Пушкина их было очень много. На мой взгляд, ни у одного поэта все стихи гениальными быть не могут. Есть более удачные, есть менее. Моё лучшее стихотворение ещё впереди. Когда я в юности читала Цветаеву, не понимала, почему у меня мороз по коже пробирал. Сейчас, изучив её биографию, понимаю. Хорошо, если я моя поэзия станет близкой к поэзии Цветаевой.
Завершилась встреча чаепитием, на котором звучали стихотворения Натальи, рассказы Юрия о Курске и его стихотворения, а также отзывы благодарных слушателей.
Яхина Антонина