Страницы литературной жизни Приамурья. 2022.08.02 - Сборник 'Литературное Приамурье в комиксах'

     

     Я до сих пор помню картинки из этой книжки. Простая небольшая книжка со стихами. Мне нравились рисунки примерно на каждой пятой странице. Книга С.Михалкова «Песня юных пионеров» стала самой первой прочитанной мною лично – не на один раз и весьма досконально. Но стихи я помню только те, рядом с которыми имелись ещё и иллюстрации.
     Я до сих пор помню картинки с этих пластинок. Слушая их днём, то и дело смотрел на лицевую сторону, на картинки на раскладках. И стоит неожиданно вспомнить слова:

     «В деревне парень был рожден,
     Но день, когда родился он,
     В календари не занесен.
      Кому был нужен Робин?..»,

     ...как в памяти сразу всплывает яркий рисунок, где на фоне простых английских крестьян стоит мужчина в шляпе с пером, в оранжевой куртке и зелёных штанах – Робин Гуд.
     Память так устроена, что мы вспоминаем нечто хорошее картинками, отдельными сюжетами, моментами. Когда мы пытаемся отыскать что-то хорошее из своей жизни, то почти сразу в мыслях появляется картинка – как некоторая фотография, где запечатлён сам момент, что нас окружало в ту секунду добра и позитива.
     Именно поэтому многими исследователями считается, что комиксы – есть очень важная составляющая литературы. Не просто история, но история с отрисованным миром, где не заплутать, не потеряться в страницах описания литературной вселенной. Сборники комиксов являлись и являются нередко вожделенным подарком, особенно если герои – любимые персонажи. Долгое время в СССР это были журналы с приключениями Мурзилки и его друзей, Карандаша. За пределами нашей страны вообще накопились многотомные серии с десятками известных героев. Индустрия комиксов сформировала два огромных кластера: в США и отдельно (манга) в Японии, став явлением.
     От того столь радостной лично для меня явилась книга «Литературное Приамурье в комиксах», изданная в этом году МБУК «МИБС». Презентация небольшого по своему тиражу издания состоялось 25 июня на набережной Амура в самом центре Благовещенска. Примерно за час до этого в городском парке у памятника О.К. Маслову ценители амурской литературы собирались на очередной открытый микрофон «СТИХИйник», а рядом лежали и ждали своего часа первые экземпляры нового издания, ещё пахнущего типографией.
     Стоило мне открыть и полистать книгу, как я понял, что не хочу отрываться, дочитать всё до конца и [по возможности] спрятать экземпляр куда-нибудь за пазуху, чтобы оставить на своей книжной полке. Короткие истории затянули за собой, захотелось не просто пролистать и прочитать, а останавливаться подробно, разглядывать каждый рисунок, стараясь подметить отдельные нюансы и детали прорисовки.
     К примеру, комикс Софьи Коротеевой «Миг... Чандалы». Я с удивлением для себя самого запомнил этих необычных обитателей фольклора эвенков. И после дома даже полез искать в Интернете, где и когда эта «...самая старинная народность...» жила. После публикации электронной версии на сайте Библиотечной системы я ещё раз с интересом рассмотрел рисунки данного комикса, присматриваясь к деталям. Лично для меня комикс с минимумом текста на десятке страниц принёс много интересного: целый мир, центром которого явились чандалы. Их авторская прорисовка рассказала куда больше страниц описания и действия!
     Впервые для себя я открыл комиксы, как часть уникальной этнокультуры Приамурья. Если раньше при упоминании слова «комикс» я представлял себе именно японскую мангу, американские сборники, откуда выросла сотня кинофильмов-блокбастеров, то сейчас книга с рисованными сюжетами останется ещё и эвенкийскими сказками. Как, к примеру, прекрасная и трогательная история Камиллы Мурриевой «Дятел». Прекрасно и точечно прорисованная, без лишнего акцента к мало существенным деталям и объектам, восьмистраничная сказка затянула меня практически на двадцать минут! После третьего прочтения, когда я уже ознакомился с историей и подробно рассмотрел рисованные сюжеты, я вдруг решил найти шрифт в сети Интернет - тот, которым пользовался автор. Не сразу, но сообразил, что это не шрифт, а почерк. Даже такая, казалось бы, мелочь дополнила аутентетику сказки!
     Вообще жанр заставляет автора – комиксиста – чаще всего обращаться к каким-то фантастическим, фэнтазийным и мистическим историям. Поскольку зарисовки и этюдные композиции позволяют без лишней описательности создать свой собственный мир. Текст только делает этот мир живым – словно по мановению волшебной палочки внутри что-то задвигалось, зашевелилось, забегало и заиграло. Но сама таинственность создаётся именно рисунками.
     К примеру, в ещё одном комиксе из сборника - «Призрак с баяном» Марии Турабовой первое, что бросилось в глаза при перелистывании – необычность отрисовки лица в тех сценах, где они имеют место быть. То ли спираль Архимеда, то ли просто круги, призванные загипнотизировать читателя. А то – обычная уловка автора, показывающего, что ни миру в целом, ни каждому из нас в отдельности не интересны лица. Важны только короткие истории, которые случились или случатся с каждым из нас. А человек – есть предмет, который не интересен. Поменяй его на другой, оставив историю – и всё останется прежним, почти не изменившись.
     Фэнтазийность жанра позволяет рассказывать интересно и живо о том, что могло случиться в мире. Новое произведение словно создаёт некий параллельный мир, который существует вопреки реальному в какой-то промежуток времени. В частности, великий русский писатель А.П.Чехов пробыл в городе Благовещенске всего два дня. Но про эти два дня уже написано столько трудов за прошедшую сотню лет, что, кажется, не прочесть всего и за два года! Однако Анной Юрьевой в комиксе «Антоша Чехонте: Амурская история» подана такая история, что, как знать, лучше бы действительно она случилась на самом деле!
     Хотелось бы отметить, что все истории, собранные в книгу комиксов, отражают именно амурскую специфику. Авторы работали над переработкой сюжетов амурской истории и действительности. Как мне кажется, это является отражением самого факта, что поиск направлений развития амурской литературы активен. Каждый автор стремится найти своего читателя, получить доступ к его свободному времени и сердцу. Очень вероятно, что комиксы станут тем массивом, что оставит в русской литературе Амурская область, со временем определив десятки персонажей, героев и направлений развития.
     Благо, что в сборнике «Литературное Приамурье в комиксах» есть большой раздел с рекомендациями для начинающих комиксистов. Понятное дело, что взять и сразу написать, отрисовать шедевры чрезвычайно сложно. Однако в любом направлении искусства требуется постоянно учиться, повышая свой уровень, создавая свои миры. В данном случае – комиксные. Мне лично кажется, что прекрасный сборник от МБУК «МИБС» своими яркостью и уникальностью для современного Приамурья добавил красок амурской литературе, став важным шагом развития в будущем.
     И, если так вышло, что в голове во время написания статьи постоянно крутилась песенка «Робин» на слова Роберта Бёрнса, то и завершить хотелось бы одним четверостишьем, где на место Робина мысленно поставить всю современную амурскую литературу и «Литературное Приамурье в комиксах» в частности:


     «...Немало ждет его обид,
     Но сердцем всё он победит.
     Парнишка будет знаменит,
      Семью прославит Робин....»


     Коваленко Андрей

Фото




1