Страницы литературной жизни Приамурья. Александр Побожий: БАМ - главная магистраль всей жизни

     

     Побожий Александр Алексеевич (1914 – 1978) — инженер-изыскатель, член Союза писателей СССР. Один из основателей Амурской писательской организации. Большая часть жизни А.А. Побожего связана со строительством Байкало-Амурской магистрали.
     Изыскательские работы проводятся перед началом проектирования и строительства объектов. Bключают в себя комплекс разнообразных исследований, выполняемых на участке, где планируется проведение строительных работ, а также решают задачи по обследованию сооружений и зданий. Главная задача изысканий заключается в получении достоверных сведений об объекте, которые могут использоваться в ходе проектирования и при составлении рабочей документации на строительство.



     РАБОТА
     Александр Алексеевич Побожий родился 22 апреля 1914 года в деревне Харитоново Алтайского края в семье рабочего. В 1928 году окончил среднюю школу и поступил в Новосибирский землеустроительный техникум.
     Трудовая биография Побожего началась сразу же после окончания техникума в 1932 г., когда он работал на изысканиях Байкало-Амурской магистрали. То была Сибирская экспедиция НКПС СССР по технико-экономическим изысканиям линии Тайшет – Усть-Кут. Этой железной дорогой начинался путь к несметным богатствам севера Дальнего Востока, становилось возможным строительство Братской ГЭС.
     С конца 1935 г. до марта 1938 г. А.А. Побожий строил Московский метрополитен.
     1938 г. — возвращение на БАМ, теперь уже в качестве старшего инженера Олёкминской экспедиции Бамтранспроекта НКПС на участке от Тынды до Нюкжи.
     1939 г. Побожий направлен в Сихотэ-Алиньскую экспедицию для проведения изыскательских работ на участке Комсомольск – Советская Гавань (восточный участок БАМа).
     С 1940 г. по январь 1942 г. Побожий — начальник изыскательской партии в Архангельской области.
     В 1942 – 1943 гг. – начальник изыскательской партии на строительстве Волжской рокады и других объектов под Сталинградом.
     23 января 1942 года было развёрнуто скоростное строительство Волжской правобережной рокадной железной дороги общей протяженностью 1000 км.
     Рельсы на стройку прибывали с Дальнего Востока от разборки линий Тында – Бам, Ургал – Известковая и от 105-километрового участка линии Комсомольск – Ургал. Изыскатели и проектировщики БАМа работали под непрерывными бомбёжками и разрывами снарядов.
     Головной участок дороги заработал 7 августа 1942 г. Благодаря рокаде обеспечивались манёвры войсками, техникой, боеприпасами и прочими необходимыми средствами. В тыл уходили составы с ранеными.
     Сразу после разгрома гитлеровских войск под Сталинградом Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве ж.д. пути Комсомольск – Советская Гавань. Группу изыскателей срочно перебросили из района Сталинграда на Дальний Восток. Среди них был и А.А. Побожий.
     Новая магистраль с огромной пользой поработала на Советскую Армию во время боевых действий в августе 1945 г. на Южном Сахалине и на Курильских островах.
     После окончания войны с Японией в 1945 г. А.А. Побожий назначен начальником титула по изысканиям и проектированию Ново-Райчихинского угольного разреза с посёлком горняков и всех производственных предприятий. Работы были окончены в конце 1946 г.
     С 1947 г. до 1949 г. – снова БАМ. Побожий назначен начальником Байкальской экспедиции на участке Усть-Кут – Нижнеангарск — Уоян. Это были 600 километров трассы сквозь тайгу, через Байкальский хребет, перевалы, горные реки.
     С февраля 1949 г. до 1967 г. А.А. Побожий работал начальником экспедиций на разных ж.д. линиях (Салехард – Игарка, Тюмень – Сургут, на Байконуре, в Монголии и др.).
     1967 г. – возвращение Александра Побожего на БАМ в качестве начальника экспедиции Мосгипротранса на участках Бам — Тында (соединительная ж.д. линия Транссиба с главным широтным ходом БАМа, 1971 – 1973 гг.), Тында – Нора (600-километровый участок в восточном направлении от Тынды, 1967 – 1971 гг., 1974 – 1978 гг.)
     24 марта 1967 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение, положившее начало новому этапу изысканий и проектирования Байкало-Амурской ж.д. магистрали. Генеральным проектировщиком был определен Московский государственный проектно-изыскательский институт транспортного строительства – Мосгипротранс. Он осуществлял координацию всех изыскательских и проектных работ, выполнявшихся по участкам магистрали институтами Ленгипротранс, Томгипротранс, Сибгипротранс, Дальгипротранс и другими.
     Одновременно с этим Мосгипротранс проводил изыскания и проектирование участков: Бамовская — Тында (178 км), Тында (вкл.) — Ургал (вкл., 967 км), узел Тында, Тында — Беркакит (220 км), Беркакит-Якутск.
     Были развернуты две мощные экспедиции — Селемджинская (пос. Ургал) и Зейская (г. Зея), которая впоследствии была перебазирована в Тынду и стала называться Тындинской объединенной экспедицией. Для изысканий на линиях Тында — Беркакит — Угольная и Беркакит — Якутск были организованы Чульманская и Якутская экспедиции.
     «Изыскателей называют романтиками. Понятие это имеет много оттенков. Мы не на экзотической прогулке с гитарой под полой, мы – работяги. Правда, мы не знаем более увлекательной работы, чем наша, особенно здесь, на БАМе, среди суровой и величественной природы», — так говорил Побожий о своей профессии.
     Александр Алексеевич за свой многолетний труд на благо Родины награжден орденом Трудового Красного Знамени, девятью медалями, в их числе – «За трудовую доблесть», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Получил звание «Почётный транспортный строитель».



     ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
     Увлекательная работа, интересные встречи, размышления, наблюдения, яркие картины природы привели к тому, что Александру Побожему захотелось об этом рассказать. Но он не считал себя писателем: «Я — изыскатель, который пишет».
     Литературный дебют А.А. Побожего состоялся в 1959 году: в газете «Советская Россия» был напечатан рассказ о том, как группа изыскателей вместе с Побожим спасла на реке Хунгари в сентябре 1944 года американских лётчиков. Рассказ понравился Александру Твардовскому. Он попросил автора написать «что-нибудь подобное» в журнале «Новый мир».
     Первый очерк «Глухой неведомой тайгою» был опубликован в 1961 г. Спустя 10 лет издана первая книга «Тропой изыскателя», затем — «Дорогами тайги» (1974), «БАМ: сказание о первых просеках» (1975), «Сквозь северную глушь» (1978, после смерти А.А. Побожего). Десять публикаций вышло в периодических изданиях и сборниках.
     В книгах повествуется о прокладывании трассы Байкало-Амурской магистрали, о первых шагах изыскателей и строителей, о мужестве тех, кто первым пришёл в глухие таёжные дебри, о новых масштабах железнодорожного строительства.
     «Мне довелось прокладывать трассы в разных частях страны, но всю мою жизнь связала воедино работа на БАМе, куда я неизменно возвращался, о БАМе я и пишу прежде всего», — признавался А.А. Побожий.
     Статьи А.А. Побожего регулярно печатались в газетах. Писали, конечно же, и о нём — как об одном из опытнейших изыскателей страны.



     ПАМЯТЬ
     Александра Алексеевича Побожего не стало 10 июля 1978 года. Сказались на здоровье долгие годы работы в экстремальных условиях Севера и Дальнего Bостока. Похоронен изыскатель в г. Пушкино Московской области.
     31 октября 2018 г. состоялся пуск нового разъезда Побожий на однопутной линии Тында – Штурм. Теперь имя легендарного изыскателя увековечено на карте главной магистрали всей его жизни. Память о первопроходцах магистрали бережно хранит и Музей истории БАМа.

     Источник информации: Газета БАМ

Фото




















1