Страницы литературной жизни Приамурья. 2019.12.04 - Писатель Евгений Гончаров: издать книгу сегодня может любой чемпион по лайкам

     

     В этом году в четвёртый раз состоится вручение литературной премии имени Леонида Завальнюка. По традиции, знакомим с претендентами на эту премию – местными писателями и поэтами – читателей сайта Амур.инфо. Известный амурский писатель Евгений Гончаров со своим сборником рассказов и повестей «New "Мёртвые души"» в этом году представлен в списке номинантов на звание автора лучшего литературного произведения. О «New "Мертвых душах"» и живых писателях мы побеседовали с Евгением Петровичем накануне литературного события.


     – Евгений Петрович, как получилось, что вы дали своей книге имя, которое уже «занято» великим классиком?
     – Я всегда подчеркиваю, что во главу угла в своих произведениях я ставлю самоиронию. Поэтому воспринимать мою книгу как подражание Гоголю не стоит. Это сборник повестей и рассказов. А заглавная повесть «New "Мёртвые души"» рассказывает про обитателей кладбища, про то, кем они были раньше и как закончили свой жизненный путь. Но, безусловно, мне хотелось, чтобы книгу заметили, и я у Николая Васильевича немного, как сейчас говорят, «цап-царап».


     – История кладбищенского работника Миши Воробьева и всех этих «мертвых душ» – это вымысел?
     – Нет, это, по сути, история одного эпизода моей жизни. Несколько лет назад у меня был непростой период. Я остался без работы и, следовательно, без средств к существованию. Пришлось срочно заняться поиском хоть чего-то на рынке труда, и первое, что я нашел, была должность техника-инвентаризатора на кладбище. Я вышел на работу, начал описывать захоронения по установленной форме: ФИО, даты рождения и смерти, материал памятника, состояние могилы. Иду, встречаю родственников, которые пришли на могилки своих покойников, разговариваю с ними (с родственниками, естественно). Много интересного я узнавал из таких бесед о тех, кто там похоронен: это и простые люди, и видные городские деятели – начальники и бизнесмены. Конечно, в этой повести я старался переложить все это так, чтобы мои герои не были стопроцентно узнаваемы, чтобы не задеть чью-то память. Это все-таки художественное произведение.


     – Книга «New "Мёртвые души"» получила губернаторскую премию в области литературы и искусства в этом году. Признание такого рода для вас важно?
     – Это приятное событие для меня как для писателя. Конечно, это и признание, и некоторые возможности, которые дает сама премия. Прежде всего, материальные. Я смог оплатить публикацию дополнительных 70 экземпляров этой книги, проставиться друзьям, моральную поддержку которых я ощущаю и ценю.


     – Вы в числе писателей, которые издают книги только на свои деньги?
     – Я, как и многие авторы, пользуюсь системой «печать по требованию». Это сотрудничество, например, с такими известными издательствами, как RIDERO и «Самиздат». Писатель пользуется их онлайн-роботом: формирует электронную версию книги, которая потом проходит согласование на предмет правовой безопасности контента. После утверждения пользователю интернета становится доступен бесплатный фрагмент для ознакомления. Если книга заинтересовала, ее можно купить либо в электронном виде, либо заказать бумажную — ее издадут отдельным экземпляром и пришлют почтой. Это и называется печать по требованию. В какой-то степени это удобная и объективная система, ведь интернет вроде бы всех уравнивает. Найти своего читателя таким способом может и писатель, живущий в глубинке, и тот, кто пишет свои книги в Москве или Санкт-Петербурге.


     – Но пробиться в издательство, где предложат реальный тираж, писателю из глубинки все-таки сложнее?
     – Да, особенно если события, описанные в книге, как-то привязаны к местности. Одно дело, когда герой идет по Лиговке и по набережной Мойки или гуляет по Чистым Прудам и Тверской улице. Другое – когда прогуливается вдоль Бурхановки. События, происходящие в столицах, автоматически наполняют произведение какой-то значимостью и понятными вещами для любого жителя страны. А о чем пишет амурчанин, читателю, живущему, например, в Читинской области, уже непонятно. «Столичная» история всегда выигрышнее, даже если качество ее ниже.


     – Кроме регионального компонента, что еще может заинтересовать издателя?
     – Два наших крупнейших издательства «АСТ» и «Эксмо», хоть до сих пор и имеют отдельные редакции, несколько лет назад объединились, и это, я думаю, сослужило плохую службу общей ситуации. Теперь в России, по сути, есть издательство-монополист, и пробиться туда стало еще сложнее. У меня есть опыт общения с редакторами этих издательств. Я обратился к ним с предложением опубликовать свои короткие повести (или длинные рассказы), обозначил жанр: фантастика, ирония, альтернативная история. В одном издательстве мне ответили, что этот жанр не соответствует их редакционной политике, которая заключается в том, чтобы издавать только высокоинтеллектуальную прозу, и пожелали всего хорошего. Они сами не поняли, что поставили меня, по сути, на одну ступень с ранним Михаилом Веллером или Борисом Акуниным, которые начинали с легкой беллетристики, завоевали читательскую любовь, стали узнаваемы и только гораздо позже перешли к написанию так называемой высокоинтеллектуальной прозы историко-философской направленности. Ответ из второго издательства тоже был несколько неожиданным. Меня спросили о количестве моих подписчиков в социальных сетях и порекомендовали публиковать по частям свое произведение в блоге и набирать лайки. Именно таким образом, по их мнению, сегодня можно оценить реальные шансы будущей книги на успех. То есть, если человек, у которого несколько сотен тысяч подписчиков, что-то пишет в соцсетях, его опубликуют, особо не заморачиваясь на содержании, ведь каждый десятый или двадцатый его подписчик захочет купить книгу. А что там внутри – дело десятое. Виктор Шендерович, Юлия Латынина Александр Невзоров и другие известные публицисты могут писать что угодно. И любые их книги будут продаваться. Миллионы просмотров у публикаций на ютуб-канале Алексея Навального. Ему можно смело переходить на литературную ниву, и он станет одним из самых продаваемых писателей современности. Но у него, как я понимаю, пока другие цели и задачи.


     – Получается, что у тех, кто пишет интересно, но не умеет себя предварительно раскрутить в интернете, шансов совсем нет?
     – Я бы сказал, что шансов мало. Но я не в обиде на издателей: они считают свои деньги и имеют на это право. Мы живём в условиях рынка, где каждый зарабатывает, как может. Региональному писателю сегодня заработать непросто, но это не значит, что нужно сложить руки. Времена меняются, а хорошие книги остаются.


     Источник информации:
     Амур.инфо


1