Страницы литературной жизни Приамурья. 2019.11.05 - Евгения Кретова: чувствую себя немного волшебницей или феей-крёстной, ведь я создаю новые миры

     

     В этом году в четвёртый раз состоится вручение литературной премии имени Леонида Завальнюка. По традиции, знакомим с претендентами на эту премию – местными писателями и поэтами – читателей сайта Амур.инфо. У нас в гостях писатель Евгения Кретова.


     – Евгения, вы – писатель, безусловно, молодой и сравнительно недавно пишущий. Сколько лет вы пишете книги и как всё начиналось?
     – Первые рассказы были написаны ещё в школе, классе в девятом. Сейчас бы это назвали фанфиками, но мы тогда такого слова не знали, поэтому честно утаскивали сюжеты и героев. Я – у Брэдбери и Ефремова. Всерьёз к писательству вернулась почти пять лет назад, когда снова стала писать рассказы, постепенно подбираясь к крупной прозе. Тогда же случилась первая победа – я стала полуфиналистом конкурса «Новая детская книга». Восторг от того, что твоя фамилия оказалась в числе 40 авторов (из примерно двух тысяч, участвовавших в номинации), был так велик, что я поняла – хочу это испытать ещё раз. И для этого нужны специальные знания. Я отправилась на литературные курсы. Тогда, наверное, всё и началось.

     – А что это были за литературные курсы?
     – «Мастера текста». Их преимущества заключаются в том, что есть онлайн-формат, плюс несколько ступеней, от самого-самого начала, когда с трудом складываются буковки в слова и слова в предложения. До продвинутого, когда уже слушатели работают с текстами, редакторы их проверяют, подсказывая точечно. Это очень помогает. Я прошла три ступени, даже поучаствовала в крупном издательском проекте. Это был очень продуктивный год.

     – Вы пришли в литературу из другой профессии. Не пожалели, что вступили на этот путь? В нынешнем положении комфортно?
     – Да, мне очень комфортно. Есть ощущение, что сейчас я занимаюсь любимым делом. Чувствую себя немного волшебницей или феей-крёстной, ведь я создаю новые миры.
     В своей прежней профессии мне удалось сделать карьеру, о которой многие мои сверстники мечтали, – от младшего юрисконсульта в транспортной компании до начальника правового управления крупного города. Мне удалось поработать с различными отраслями права – от рядовых споров по договорам поставки до довольно серьезных арбитражных споров, от жилищного и семейного законодательства до госзакупок. Был опыт и собственного бизнеса. Весь опыт сейчас и лег в основу серии «Романтические детективы». А сколько баек еще осталось рассказать!

     – А можно проследить путь прохождения первой книги – из-под пера автора до выхода – в электронном виде, да?
     – Первая книга – это подростковое фэнтези «Вершители: посох Велеса». Я собирала материал для неё около двух лет. Это были монографии по истории, статистические данные, карты, атласы, этнографические материалы, сказки и сборники заговоров. В основном это были работы исследователей 18-19 веков: там я рассчитывала найти как можно меньше новодела. Потом была собственно работа с текстом. Его редактура. В процессе я как раз проходила обучение на литературных курсах, поэтому первый черновик от итогового текста отличается очень сильно даже названием. Только потом была публикация на одном из сетевых порталов и победа в номинации «Подростковое фэнтези» национальной литературной премии «Рукопись года». В 2019 году книга должна была выйти в «бумаге» в АСТ, но серия закрылась. Такое случается. Поэтому первая книга прошла путь тернистый, но ещё не завершила его.

     – Евгения, а в каких жанрах вы пишете? Почему именно эти? Раньше мало-мало, кто фэнтези писал, сейчас очень многие. А кто вам интересен в тех жанрах, в которых сами реализуетесь?
     – Фэнтези у меня как раз немного. Фактически одни «Вершители» и есть. «Альтераты» и «Дом с панорамными окнами» – это мистика, триллер. В этом же жанре готовится к публикации еще одна книга – «Деменция». Она будет не о том, о чем вы подумали. Она о тех границах безумия, в которых мы сами себя запираем. Там много о рок-музыке, глубоководном дайвинге, средневековой Руси и о прощении. Самое страшное зло прячется в нашей памяти. Но в этом жанре работать сложно. Это как в ледяной воде стоять – можно окунуться, но хочется на берег. Берег для меня в этом смысле – женские детективы. Они про мою бывшую работу, они про жизнь и реальность. Там можно пошутить, вспомнить какие-то смешные истории, погреться на солнышке. А потом можно снова – в мистику, как в прорубь!
     Что касается тех авторов, которые мне интересны – для меня стал открытием Джон Коннолли. Да, это хоррор, очень разноплановый, но с очень тонко выстроенным сюжетом и концентрацией психологических приемов. Просто учебник для меня. И еще Джо Хилл, он напоминает раннего Стивена Кинга, кое-что перенял у отца. Из наших российских авторов очень люблю Яну Вагнер. Очень рада, что русский триллер в её исполнении так тепло встречен за рубежом.

     – А «Навигатор из Нерюнгри» каким жанром можно определить?
     – Сейчас все больше идет тенденция смешения жанров. С точки зрения локации, «Навигатор» — это фантастика. С точки зрения сюжета – шпионский детектив. С точки зрения использованных приемов — триллер. В итоге получился фантастический шпионский детектив и триллер. Целевая аудитория – подростки старше 16 лет (старший школьный возраст и студенты), то есть ровесники героев книги.

     – Раньше порядок был: писатель написал книгу, отдал в издательство, и если её там взяли, то дальнейшая технологическая цепочка разворачивается уже без него: издание, распространение, продвижение, продажа книги и т.д. Сейчас такое впечатление, что если это не крупное столичное издательство, то только самого автора должно заботить, как книга попадёт к читателю.
     – Открою страшный секрет – и крупное столичное издательство не всегда разворачивает какую-то программу поддержки книги. Сейчас продвижение даже в крупных издательствах ограничено зарубежной прозой, крупными отечественными авторами, специальными проектами. Поэтому в большинстве своем авторы остаются без продвижения. Серия «Лауреаты премии Электронная буква», в которой вышел мой сборник рассказов, как раз – приятное исключение, там продвижение было. И я постаралась использовать этот момент, чтобы сделать следующий шаг.

     – На вашей странице в соцсетях встретила выражение, которое раньше не встречала, – «Электронный самиздат». О чём это?
     – Это способ опубликования своей книги, минуя традиционное «бумажное» издательство. Есть площадки в интернете, где, зарегистрировавшись и подписав соответствующие документы, вы можете размещать свои книги. Вы назначаете за них цену (или разрешаете скачивать бесплатно) и получаете роялти с продаж. Порядка 40 % книг в мире реализуется сейчас именно таким способом. В России это довольно новый и поэтому активно развивающийся сегмент.

     – Читатель уходит в электронное чтение? А как можно оценить: просто стали читать меньше или стали меньше читать печатные книги?
     – Ни то, ни другое. Происходит рост продаж электронной книги. В России сейчас это десятки процентов в год. Благодаря доступности электронной книги, ассортименту, удобству скачивания и чтения сегодня те, кто читает книги, читают в разы больше, чем двадцать лет назад. При этом темпы роста продаж бумажной книги хоть и не такие внушительные, но есть. Это порядка 3-4 процентов в год. Проблема книгоиздания в другом – в пиратах, из-за которых теряется привлекательность публикации. В региональном ритейле – розничных продажах — львиная доля книг продается в центральных регионах, у нас всего около 2 000 книжных магазинов на всю Россию. Для сравнения: у наших соседей, в Китае, их 225 тысяч (данные со страницы Фейсбука Евгения Капьева, генерального директора холдинга Эксмо-АСТ – Прим.ред.). На окраинах в книжных магазинах нет никакой культурной жизни, они не являются центрами, в которые с удовольствием ходит молодежь. Проблема также в устаревшей систематизации книг в книжных магазинах, когда книги выставляются по жанрам; когда нет отделов, ориентированных на молодежь (так называемый старший школьный возраст, студенты, или young adults). Это только то, что на поверхности. Если бы мы решили эти проблемы, то наши дети читали бы ещё больше.

     – Конкуренция у чтения как у способа скрасить досуг сейчас очень большая: гаджеты, игры, видео. Можно ли этому противостоять и нужно ли бороться за место книги в нашей жизни? Ну, останется 10 % населения, не утратившего желания потреблять художественную литературу. Но так и во времена Пушкина книги читали процентов 5 населения и выжили.
     – Мне не так давно попалась статья, в которой анализируется книжный рынок в США. Там электронные книги существуют давно. Давно книги конкурируют с гаджетами и видеоиграми. Но средний процент времени, которое человек (и подросток в частности) проводит с книгой, достигнув 30-40 %, на этом уровне и остался. Вероятно, этот путь предстоит пройти и нам. Видео и гаджеты отвоевывают внимание подростков, но не до бесконечности. В Европе и США сейчас фиксируют такой феномен, как усталость от гаджета – люди перестают ими пользоваться. Поэтому книга никуда не уходит, она свое место все равно найдет. В бумаге, в электронном ли формате или в аудио (рост аудиокниг, кстати, составил 40 % за прошедший год, и очень часто именно аудиокнига становится альтернативой «бумажной» книги), но книга останется.

     – Где можно найти и прочитать «Навигатора из Нерюнгри»? И другие ваши книги?
     – Я всё размещаю на сайте ЛитРес. «Дом с панорамными окнами» можно найти также в Лабиринте и Book.24. Сейчас пишу вторую часть «Навигатора», готовится новое оформление серии с замечательной художницей, будет совершенно другая концепция обложки, чему я очень рада.
     Фантастический детектив Евгении Кретовой «Навигатор из Нерюнгри» написан в жанрах: космическая фантастика, детектив, научная фантастика. Опубликован в 2018 году.


     Источник информации:
     Амур.инфо


1