Страницы литературной жизни Приамурья. 2019.10.31 - Тамара Воронцова: И обращаешься к стихам, пока слова покорны

     

     В этом году в четвёртый раз состоится вручение литературной премии имени Леонида Завальнюка. По традиции, знакомим с претендентами на эту премию – местными писателями и поэтами – читателей сайта Амур.инфо. У нас в гостях поэтесса Тамара Воронцова.

     – Тамара, вы – автор, пока не самый знакомый местному читателю, хотя и амурский, но не благовещенский. Поэтому давайте начнём с тех фактов биографии, которыми вы согласны поделиться.
     – Родилась я в посёлке Магдагачи Амурской области, детство прошло в том же Магдагачинском районе, на небольшой станции Дактуй. Училась в Хабаровске, образование высшее. Работала архитектором, начальником отдела по труду администрации Бурейского района. В настоящее время живу в поселке Новобурейский. Основные увлечения – поэзия, психология, философия. Стихи пишу с 2009 года.

     – С 2009 года? Сравнительно недавно – что там 10 лет? То есть в молодости вы не писали? Или писали, но не печатали? Раньше ведь у сочинителя к читателям совсем другой был путь. С чего началось собственное стихосложение?
     – В молодости многие девушки пробуют выразить свои чувства через стихи, и я не была исключением. Писала. Но очень скоро поняла, что мои рифмованные строки никакого отношения к поэзии не имеют. Бывали всплески, особенно во время душевных или сердечных потрясений, но я себя сдерживала, считала, что посредственно писать нет смысла, а до поэтов с большой буквы мне никогда не дотянуться.
     Но годы прошли, и я изменилась, и моё мироощущение, которое сейчас мне кажется подлинным. И, видимо, настало время и состояние, чтобы вновь обратиться к стихам. В 2009 году у меня появился компьютер, и вместе с ним начался какой-то новый этап жизни. Пошла бродить по поэтическим сайтам: там и читала, и с авторами общалась, потом решилась выставить свои работы. Меня заметили, стали приглашать в коллективные сборники и даже позвали на международный фестиваль «Киевские лавры». Это серьёзное литературное мероприятие проходит ежегодно в Киеве. Координатор фестиваля — Александр Кабанов, известный поэт и главный редактор журнала так называемого культурного сопротивления «ШО». Съезжаются поэты из Украины, США, Великобритании, Грузии, России, Германии, Израиля, Чехии. И целых семь дней идут самые разнообразные мероприятия, перфомансы, показы фильмов, творческие вечера, спецпроекты. И, конечно же, читаем и слушаем стихи. Целую неделю Киев – самое поэтически насыщенное место планеты!
     Решила поехать и не пожалела! Большей частью, была я на том фестивале слушателем и зрителем. Смогла прикоснуться к творчеству таких маститых поэтов, как Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Александр Кабанов, Сергей Жадан, познакомилась с киевскими поэтами, побывала на их творческих вечерах. После этих встреч поняла, что если всерьёз заниматься поэзией, то и всерьёз надо научиться работать над словом. Занялась теорией, познакомилась со стиховедением, плотно поработала над техникой стихосложения. Это, надеюсь, сказалось на качестве стихов. Вот с тех пор и пишу… Пишу, когда появляется вдохновение, когда строки вдруг приходят ниоткуда, словно кто-то надиктовал: интересно с ними работать, оттачивать поэтику, находить тайные коды и смыслы в созвучиях.

     – Может, я наивный вопрос задам: а для чего надо осваивать какие-то техники, учиться тому, без чего наверняка прожить можно?
     – Прожить можно, но без техники стихов не написать, даже самых простеньких – ведь это основы стихосложения. На этот счёт хорошо высказался русский поэт Илья Сельвинский: «Поэт, изучай своё ремесло, иначе словам неудобно до хруста, Иначе всё вдохновенье на слом – без техники нет искусства!» Непреклонное правило в составлении стихов – соблюдение формулы «три Р»: рифма, ритм, размер – они должны быть безупречны. Но что стоит за этими критериями? Сколько интересного я открыла для себя, когда стала изучать теорию стихосложения! Только по одной рифме целая дисциплина: её возникновение и развитие, понятие и разновидности точной рифмы, разновидности неточных и приблизительных рифм, зависимость от стиховой традиции и многое, многое другое. Метрика и ритмика, фоника и строфика – все эти составляющие упомянутой формулы являются спецификой художественного мира стихотворного произведения.

     – По-моему, многие самодеятельные авторы-сочинители вас не поймут. Ведь пишется не для кого-то, а в первую очередь, для себя, для собственной душевной гармонии, может, для небольшого круга постоянного читателей.
     – Да, это так, но мне хочется быть услышанной и понятой. И хочется по-новому – по-своему! – рассказать о тех явлениях, событиях, чувствах, которые и без меня знакомы читателю, но интересен новый взгляд! Я не отношу себя к метареалистам, не щеголяю заумью. Чаще всего в стихах обращаюсь к пейзажам как к средству отражения переживаний лирических героев – это, думаю, всем понятно. И читатели мои – не только искушённые соратники из Сети, но и люди, которые «живут на земле». Районная газета «Советское Приамурье сегодня» периодически берёт мои стихи для публикации, поэтому соседи и односельчане – тоже мои читатели, причём благодарные. Говорят, что стихи откликаются в их душах, что с нетерпением ждут новых, некоторые признаются, что вырезают стихи из газеты и хранят. А мне это, конечно, в радость – такая реакция вдохновляет, озаряет, а озариться нетрудно – душа моя нередко эмоционально отдаётся впечатлениям текущего дня:


          …И мне, чтоб Свет во времени узреть,
          Родное слово разверзает веки,
          В черновиках тасуя жизнь и смерть,
          Размеры выверяя, как в аптеке.
          Готовы строчки, полный марафет!
          Вон, и скворцы слегка повеселели...
          И, доверяя взвешенной строфе,
          Мостится жизнь к очередной неделе…


     Как распространяются стихи в Сети? Обращаешь внимание на то, кого читают люди, вкусу которых ты доверяешь. Читаешь незнакомых прежде авторов сам. Иногда не нравится совсем, чаще не нравится с первых прочтений, но возникает интерес, и со временем доходишь, начинаешь ценить этого автора. Я только раз полюбила с первого взгляда: когда мне прислали подборку стихов Веры Кузьминой. Примерно на пятом стихотворении я поняла, что это со мной навсегда!

     – К вам постепенно привыкала, вы – лирик тихий. Вы только в Фейсбуке свои стихи размещаете или ещё где-то?
     – Первое время, когда поняла, что есть интерес к моему творчеству, была активна на многих популярных поэтических сайтах, в том числе и с желанием расширить аудиторию читателей, но со временем ограничилась теми, где главные ориентиры – это мир настоящей поэзии, а не просто интернет-тусовка. Это поэтический сайт Поэзия.ру и международный поэтический клуб Рифма.ру.

     – Я знаю, что более-менее широко известен сайт Стихи.ру. Эти сайты, Стихи.ру и те, что вы назвали, чем-то принципиально отличаются?
     – Эти сайты отличаются тем, что, прежде чем тебя зачислят участником, твои стихи проходят предварительную модерацию. Авторов с низким качеством поэтических произведений не пускают, графоманов и эпигонов также отсеивают. На сайте Поэзия ру я сравнительно недавно, а в клубе публикуюсь с марта 2011 года. Об этом интернет-ресурсе сложились противоречивые мнения, но мне в нём комфортно – клуб ориентирован на создание среды общения авторов, у нас общие интересы, активно обсуждаем не только выставленные работы, но и проблемы современной поэзии. В 2010 году в социальной сети «Мой мир» я создала сообщество «Поэтическая орбита», оно действует до сих пор, туда мы регулярно сходимся для, так сказать, совместного поэтического и литературного времяпрепровождения. Само собой, в первую очередь своим творчеством делюсь с соратниками - участниками этого сообщества.

     – То есть только цифровой формат или есть где-то по старинке – на бумаге – кроме районной газеты?
     – Электронных изданий у меня нет, а печатали мои стихи в поэтических сборниках и альманахах, которые выходили в Москве, Ташкенте, Киеве, Благовещенске. После поездки в Киев у меня завязались дружеские отношения с поэтами, издателями, поэтому в домашней библиотечке более десятка киевских сборников, в которых нашлось место и моему творчеству.

     – Кого любите? Кого читаете себе наизусть в минуты, когда хочется прикоснуться к прекрасному? Кто вам близок из великих и тех, кто сейчас пишет, и из тех, кто пишет исключительно в Сети?
     – Когда-то давно наслаждалась чтением поэтов, в то время доступных – Асадова, Светлова, Евтушенко, Сельвинского, Казаковой, Алигер, Тушновой... А когда появилась возможность поближе познакомиться с творчеством Блока, Мандельштама, Северянина, Ахматовой, Цветаевой, влюбилась и в них. Особенно меня очаровал Пастернак. Его многоплановость, непростые ассоциации, образы, мысли так мне близки! До сих пор этот поэт для меня любим и недосягаем. У Пастернака сложный синтаксис, возможно, по этому признаку мне также близок и Бродский. Из современных авторов сетевой поэзии (и не только), творчество которых меня привлекают, это прежде всего Лада Миллер – тонкий глубокий лирик, Михаил Гофайзен – у него потрясающая философская лирика, с удовольствием читаю Глеба Горбовского, Бахыта Кенжеева, Сергея Пахомова, Алексея Остудина, Николая Лобанова, Веру Кузьмину… Дома, когда тоскливо и невмоготу, обращаюсь к Иосифу Александровичу Бродскому – очень сдружилась с ним за последнее время. Когда же хочется просто получить эстетическое удовольствие от поэтического слова – это Пастернак и Мандельштам. Зная, что друзья отдают предпочтение любовной лирике, читаю им наизусть Пушкина, Ахматову, Фёдорова... К сожалению, последнее время наши творческие встречи случаются всё реже.

     – Если найти короткую формулу для определения творчества Тамары Воронцовой, то какие бы слова вы подобрали?
     – Мне сложно ответить и объективно оценить своё творчество. Лучше всего на него ответили бы, наверное, читатели. Моя тихая лирика, как вы точно заметили, следует традициям классической поэзии и тяготеет к тютчево-рубцовской традиции. Ээто стремление к личностно-психологической тематике, изображению картин неброского русского пейзажа, традиционным стихотворным размерам. Мои стихи мало увидеть, в них надо всмотреться, вслушаться. Скоро зима, я из тех тепличных растений, которые боятся холодов, но, как ни странно, зимний цикл стихов у меня самый объёмный. Вот одно из них. Если всмотреться, можно увидеть ответ на ваш вопрос:


          Просодия зимы – витает нежный снег...
          Хрустят строкой хорей и амфибрахий.
          Метафоры мои стремятся к тишине,
          Как после службы кроткие монахи.
          Немая круговерть – рифмованной игрой,
          От звонкой пустоты и весело, и тесно.
          Беззвучие строфы. Молчание. Покой...
          Но, боже упаси, от пустоты словесной.


     – Тамара, это неудивительно, что зимний цикл у вас самый длинный. Зима в Приамурье – самый долгий сезон, а у вас тонкая настройка на события в природе, ависимость от её пульса и состояния. Успеха вам и новых творческих открытий, а, главное – благодарного и понимающего читателя!


     ***
     Из обоснования на выдвижение на премию Тамары Воронцовой.
     Член жюри премии имени Леонида Завальнюка Светлана Казачинская: «Её стихи – это стихи мудрого интеллигентного человека с нерастраченным запасом нежности и способности удивляться этому миру. Очевидна её начитанность и влюблённость в поэтическое наследие русской литературы ХХ века. Лирику Тамары Воронцовой отличает глубина мысли и точность деталей, палитре её образов можно только позавидовать. Картины амурской природы рельефны и узнаваемы, а изобразительная точность органично переплетается с метафорами и реминисценциями. Выдерживая классические формы стихосложения, автор не повторяет чужие образцы, напротив, обращают на себя внимание индивидуальные черты её творчества».


     Источник информации:
     Амур.инфо


1