Анастасия Болотина: У нас в гостях российский писатель-публицист, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Вы приехали сюда не только на творческую встречу, а вы приехали возглавить литературный ивент «Книжная осень». Что это такое?
Николай Иванов: Я бы сам хотел узнать, что такое ивент.
Анастасия Болотина: Модное слово «ивент» заимствовано от английского event – событие.
Николай Иванов: Ну и назвали бы книжное событие. Когда я слышу модное слово, а мода это то, что быстро выходит из моды. В Союзе писателей России есть такое определение, как классика. Классика – это то, что проверено временем, классика – это классы, прошел первый класс, и ты уже так пишешь. Второй, третий, четвертый – дошел до одиннадцатого класса, и ты становишься классиком, вот и все. Дашкова больше знала английский, французский. Она начала изучать русский язык, и идет крестьянская девочка. Дашкова ее спросила: «Девочка, как тебя зовут?» – «Настя». – «А что это означает?» – «Солнышко». – «А почему солнышко?» – «Вы понимаете, я Настя – есть солнышко. Не будет Насти – будет ненастье».
Алексей Воскобойников: Красивая версия.
Анастасия Болотина: Вернемся к поводу. В Благовещенске с 22 по 25 сентября прошел литературный ивент, или событие, «Книжная осень». Вы его возглавили, что это такое?
Николай Иванов: Это литературное событие культурной жизни страны, потому что приоритетом для Союза писателей России является работа в регионах, работа с молодыми литераторами. Это два таких направления мы для себя определили. Те события, которые происходят в стране, они наполняют, составляют духовную составляющую, такой духовный стержень нашего Отечества. Я только что приехал из Дагестана, там был поэтический праздник памяти Расула Гамзатова «Белые журавли». Перед этим был в Санкт-Петербурге на вручении исторической премии Александра Невского, сейчас я готовлюсь к поездке в Нарьян-Мар, перед этим был в Ханты-Мансийске. Вы знаете, ведь жизнь за МКАДом тоже идет, порой интереснее и насыщеннее. Я при встрече с заместителем председателя правительства Ольгой Лысенко поблагодарил амурских писателей за то, что, несмотря на отдаленность, несмотря на финансовые трудности, несмотря на то, что за последние 50 лет я первый председатель, который сюда смог приехать, они не опустили руки, не потерялись, нашли свои формы работы, они пишут, создают произведения, не потерялись в информационном поле, они не потерялись в жизни страны. Поэтому я поблагодарил их за это, и, может быть, мой приезд позволит нашей писательской работе выйти на всероссийский уровень участия в литературных премиях, на всероссийский уровень предложений, что можно провести здесь всероссийского масштаба. Мне хочется, чтобы региональные писатели, региональная организация не стали местечковыми.
Анастасия Болотина: В Благовещенске как с этим делом?
Николай Иванов: У нас сейчас активизировалась работа, и если даже посмотреть сайт Союза писателей России «Российский писатель», то информация из Благовещенска пошла содержательной. Мы здесь презентовали удивительный сборник «Радуга», там 7 авторов по семи цветам радуги, под одной обложкой выпустили 7 книг начинающих авторов. Если мы где-то работаем в регионах, первая книга – мы дрожим, радуемся, гордимся первой книгой молодых писателей. Здесь пошли, дальше, шире и издали первую книгу начинающих авторов, Иногда в литературу люди приходят в 40 лет, в 45 лет, и это тоже нормально, некоторые произведения созданы в 50 лет уже с жизненным опытом, уже с определенным мастерством. Поэтому презентация такой книги, как «Радуга», – это такой штрих, та деталь, о которой можно говорить при поездках в другие регионы. Писателей любят две категории граждан: пока мы живы, нас любят библиотекари, а когда мы уходим, нас начинают любить музейщики. Мы прекрасно представляем, что филологи, преподаватели русского языка, библиотекари – это те люди, которые дают биографию нашей книге. Мы можем написать книгу, но она может лежать в столе, стоять на книжной полке, и ей дадут биографию, когда с книгой начинает работать библиотекарь, когда он предлагает ее читателю, когда идет пропаганда.
Анастасия Болотина: То есть нужны еще подвижники?
Николай Иванов: Да. Мы искренне смотрим и радуемся за их успехи, мы рядом, а не параллельно с этими людьми. У нас для писателей, которые работают в народном, шукшинском стиле, утверждена медаль Василия Шукшина. Хочу поздравить Владислава Лецика и Александра Маликова, которым в регионе первым вручили эти медали. В этом году мы вручили эти медали, когда выездной секретариат был в Орле по проблемам литературы о малой Родине, о природе. И мы одну медаль вручили именно библиотекарю, вторую медаль мы вручили учителю. Сейчас было 70-летие митрополита Калужского и Боровского Климента, он еще председатель издательского Совета РПЦ, и мы дали эту медаль священнослужителю. Мы великие, мы хорошие, и вот мы такие – нет, рядом с нами всегда люди, которые работают с книгой, с нами рядом читатели, поэтому «Книжная осень» в Благовещенске показала, насколько мы тесно взаимодействуем и работаем в одном русле, насколько мы нужны друг другу, а в конечном итоге нужны читателю.
Алексей Воскобойников: Многие писатели понимают, если они сами не будут себя активно продвигать в социальных сетях, то о них не узнают, их не смогут читать. Многие, как это ни печально, похожи на городских сумасшедших, которые носятся со своими книгами как с писаной торбой. Это часто известные писатели, и, честно говоря, их жалко. Это нормальная картина, когда писателю приходится самому себя продвигать, по принципу – помоги себе сам?
Николай Иванов: Когда я стал председателем Союза писателей России 15 февраля прошлого года, я прекрасно ощутил, что за окном 15 февраля 2018 года и никакое другое время. В этом времени нет государственных издательств, в этом времени нет государственной поддержки общественных организаций.
Алексей Воскобойников: Тиражей?
Николай Иванов: Да, тиражи падают. Если брать энциклопедии, учебники, книги, художественную литературу, то средний тираж всех книг по России – 4 тысячи 300 экземпляров. Это безумно мало, книга уходит в интернет.
Анастасия Болотина: Но при этом по всей стране последние года два я вижу бум всевозможных литературных, книжных фестивалей. Не успел начаться сентябрь, – в Иркутске, в Москве, в Благовещенске.
Николай Иванов: В Чите, на Камчатке.
Анастасия Болотина: В Благовещенске это уже второй литературный книжный фестиваль за последние 4 месяца, что происходит?
Николай Иванов: В 2002 году я был на Кавказе, и там было сильное наводнение, снесло более 100 мостов, напряженное время. Вы представляете, в горах снесло мосты, а это объезд минимум 300-400 километров. Я спросил у старожила, почему снесены мосты. Он ответил, что реки вспомнили свои берега. В каком плане? Как пошла большая вода, снег начал таять в горах, и дождь пошел, реки наполнились водой. И там, где изменили русло, там, где реку взяли в какие-то трубы, она смела все и вошла именно в свои берега, где исторически была. Сейчас есть заслуга именно организаторов книжных ярмарок, выставок в том, что интерес к книге не то, что пробуждается, он вспоминается. Но не всегда, может быть, по продажам – людям не по карману купить какие-то хорошие книги. Но то, что интерес не пропал, мы это видели на международной книжной ярмарке, на ВДНХ и то, что было перед этим на Красной площади. Самое удивительное, что это проходит в начале июня – сначала был военный парад, мы показали свою мощь, а следом за военным парадом на Красной площади проходит книжная выставка, мы показываем свою духовную мощь. Это хорошие признаки, мы радуемся этому. Книга притягивает, даже люди просто приходят и держат в руках книгу.
Анастасия Болотина: Что людей привлекает, так это общение с писателем.
Николай Иванов: Да. Мы единственная общественная организация не торгующая, потому что на Красной площади павильоны, если книжная ярмарка-выставка, то значит продажа. Мы единственная общественная организация в России, которая получили свой стенд, а мы не издательство, что нам делать? Вы знаете, я могу сказать с гордостью, что мы вернули на Красную площадь живое слово. У нашего стенда выступали писатели, у нас было более пятисот выступлений за три дня на Красной площади, где выступали только писатели. Те издательства, которые рядом стояли, они обиделись, подали на нас такую жалобу, что вокруг нас постоянно что-то там происходило, и мы закрывали их стенды. Поэтому читателю важно общение.
Анастасия Болотина: Может ли включение по скайпу заменить полноценное общение с писателями? Допустим, на наш книжный ивент не смогли все писатели приехать, тот же Василий Авченко, которого в Благовещенске знают и любят, общался по скайпу.
Николай Иванов: Давайте исходить из того, что есть. Можно планировать, что можно было вот это, прекрасно еще вот это, мы все собрались, но кто-то не может по здоровью приехать, кто-то по организационным делам, кто-то по финансовым. Но если есть скайп, то почему бы не использовать.
Алексей Воскобойников: В любом случае это мгновенная живая реакция.
Николай Иванов: Это нормально, мы не дергаемся. Даже иногда говорят, что электронная книга никогда не заменит бумажную. Да, никогда не заменит. Но я радуюсь и тому, что электронные книги читаются, и это лучше, чем играть в стрелялки.
Алексей Воскобойников: Идет разговор о том, что пришел интернет, хлынул поток информации, люди в нем захлебываются. Казалось бы, люди перестают быть интересными друг другу. Но вы рассказываете о том, что 500 спикеров, и все интересные, люди хотят услышать и быть услышанными, и эта потребность никуда вообще не ушла.
Николай Иванов: Виктор Боков наш поэт, великий песенник написал: «Мне людей обязательно надо локтем, словом, улыбкой задеть». Сидя дома в квартире и глядя в потолок, можно какие-то книги написать и что-то придумать, но жизнь богаче любой фантазии и только живое общение, когда писатель добывает материал, когда он мгновенно реагирует на что-то. Давайте вспомним драматургию, сцену, как говорил один режиссер: «Температура на сцене должна быть выше 36,6, только тогда зал разогреется. Если в течение полутора минут ничего на сцене не происходит, то вы хоть стакан разбейте на сцене». В жизни писателя должно что-то происходить, тогда это будет живое произведение, а придумать можно, и это напечатают. Сейчас запустили, обсуждаются самые раскрученные писатели в социальных сетях с самыми никем не дочитанными романами.
Алексей Воскобойников: Журналисты Харькова передали на ватсап вам большой привет и пожелали новых успехов, просили вам задать вопросы. В Украине тоже есть поклонники вашего таланта. Хотелось бы узнать, сколько всего у вас вышло книг? Какая из них вам особенно дорога?
Николай Иванов: Сейчас говорить, сколько книг вышло, очень сложно. Почему? Потому что некоторые книги переиздаются, некоторые книгоиздатели говорят, что мы берем вот эту повесть и в досыл берем новеллу, как ее считать? Есть издание, и у меня более 30 изданий. Какая дорога? Всегда дороги последние, они только вышли, они еще младенцы, и мы всегда младенцев больше любим.
Алексей Воскобойников: Те, которые вы отпустили, уже не совсем вам принадлежат?
Николай Иванов: Уже идет эмоциональное наслоение, хотя мне близки все книги. Почему? Потому что я их, в самом деле, добывал, поскольку я военный человек, я эти книги добывал, как правило, в горячих точках, на войне и под пулями. Это моя тема. Мне говорят: «Вот сел на одну тему» Я уйду из этой темы, но придет кто-то другой, который ее придумывает, и будет ее писать, будет над ней работать.
Алексей Воскобойников: Сел на одну тему – ведь нужно знать вашу предысторию. У вас же папа, мама и дед связаны с войной. И я думаю, что тут вполне закономерно, что вас интересует эта тема и за живое задевает.
Николай Иванов: Я сам из Брянска, моя мать партизанка, дед был комиссаром партизанского отряда, он погиб при выходе из окружения, отец брал Кенигсберг, был ранен, я в 14 лет надел погоны суворовца и попал в десантные войска. Естественно, десантные войска – воюющие войска.
Алексей Воскобойников: Просто освободиться от этой темы невозможно.
Николай Иванов: А нужно ли? Пойду я писать о сельском хозяйстве, которое не знаю? Нет. Война – это не только стрельба, не только идти в бой. В моих произведениях нет ни одного выстрела, но я показываю человеческий характер на изломе, на самой критической точке, как себя чувствует человек. Мы встречались с курсантами ДВОКУ, я увидел фамилии выпускников-героев. Альберт Евдокимович Слюсарь – удивительнейший человек, генерал-лейтенант, герой Союза, мы в Пскове вместе служили, в Афганистане. Он всегда вспоминал Благовещенск. Сейчас я захожу в музей и вижу его портрет. Юрий Кузнецов – наш командир полка в Афганистане, Запорожан Игорь Владимирович – начальник кадетского корпуса следственного комитета в Москве, выпускники – известные люди. У нас есть отношение к теме, есть отношение к тому, что ты добываешь, есть отношение, как ты пишешь об этом. На встрече с курсантами я рассказывал, что в моем представлении война – это весной после дождика по скату в землянке течет ручеек, а по колючей проволоке прыгает воробей. Чем отличается воробей от соловья? Вроде бы все поют, но соловей учился очно, а воробей – заочно. Вот я хочу учиться очно, добываю материал и смотрю своими глазами.
Алексей Воскобойников: У вас напряженный график поездок. Как вы все успеваете и как относится к такой бурной деятельности и частому отсутствию семья, жена?
Николай Иванов: Жена, семья привыкли, это неизбежность, они прекрасно понимают. Глава Дагестана сказал: «Не падай раньше выстрела». А не падать раньше выстрела трудно, вроде бы можно отлежаться дома, но за это время безденежья, безвременья регионы перестали верить, что Москва ими интересуется, и они перестали быть интересны Москве. Поэтому любая моя поездка давала толчок в регионы. Мои поездки – результат того, что регионы активизировались, стали предлагать мероприятия российского масштаба и интересные для других регионов. Регионы стали предлагать встречи с губернатором, с руководством области. Здесь прошла встреча с заместителем председателя правительства Ольгой Лысенко, и мы проговорили многие вопросы, которые могут усилить работу писательской организации. Я благодарен Виктории Хопатько, которая взяла на себя организацию. Это удивительно, что некоторые области не могут дать такого насыщенного объема мероприятий, как дает город, как дает мэрия Благовещенска, и большая благодарность людям, которые работают в области культуры. Регионы я люблю, в регионах работают, регионы заставляют ездить. Я буду ездить, силы пока есть, пока есть возможность. Я приехал в Тулу, там на электричке два часа из Москвы. 25 лет не было председателя в Туле, это наша беда. Сейчас мой заместитель Геннадий Иванов находится на Камчатке, Василий Дворцов – в Орле, я только сам прилетел из Севастополя и сразу прилетел в Благовещенск, отсюда я лечу на Донбасс – везу две тысячи детских книг, чтобы дети читали. Потом у меня сразу же поездка в Нарьян-Мар. Это нормально, хуже, если бы мы успокоились. Очень важным для меня оказалось то, что за все время после распада Советского Союза у нас в России не распалась ни одна писательская организация. Они не разбежались, поэтому можно сказать, что писатели России не писали на заказ, они не писали за деньги, они не писали по указанию партии и правительства, а значит, писателям важно быть вместе, какая-то общность должна быть. 8 тысяч 34 человека было на момент съезда, сейчас немного больше: мы подобрали вроде бы потерявшихся людей за границей – в Казахстане 26 человек, в Эстонии 32 человека. В Молдове, на Украине сложнее, но в силу сегодняшней ситуации не все афишируют или говорят, что они члены Союза писателей России. У нас, к сожалению, это проблема страны, наверное. У нас единственный регион, где нет писательской организации, – это Татарстан. У них есть писательская организация, но они не входят в состав Союза писателей – такая обособленность мне не нравится. Но сейчас пошли первые контакты, и я думаю, что мы с новым председателем Татарстана найдем контакт, и соглашение какое-то будет.
Алексей Воскобойников: Спасибо.
Источник информации:
Амур.инфо