Страницы литературной жизни Приамурья. 2015.03.22 - В музее случился литературный бум

     Весь путь литературного слова – от автора к читателю постарались отобразить организаторы очередной «Ночи в музее». Она состоялась 20 марта. За четыре часа посетители могли познакомиться с древними амурскими писаницами, побывать в гостях у эвенкийского шамана, сдать экзамен по литературе в советской школе и сделать много чего ещё. В общей сложности в рамках литературной «Ночи в музее» состоялось около 30 мероприятий.
     В эту «Ночь» было не так многолюдно, как в прежние, но посетителей всё же было немало. Спустя два часа от начала мероприятия в музее побывало около 300 человек. Билеты стоили дешевле, чем прежде: взрослым их продавали по 300 рублей, дети и пенсионеры могли пройти в залы за 150 рублей.
     «Ночь в музее» открыл ансамбль скрипачей Центральной детской школы искусств, которые задали классический тон всему вечеру. А он был посвящён Году литературы.
     В холле краеведческого музея разместилась внушительная выставка из 25 печатных машинок. Среди них были американская «Образцовая Ундервудъ» 1920 года выпуска, немецкая трофейная Mersedes, чехословацкая Consul 60-х годов, принадлежавшая некогда писателю Борису Машуку, «Москва» разных модификаций и многие другие.
     Одна, видимо, не особо ценная машинка была отдана «на растерзание» посетителям. «Странная клавиатура» особенно понравилась детям, которые выстроились в очередь, чтобы попечатать. Однако к этому делу нужно было ещё приноровиться.
     – То букву не пропечатывает, то, наоборот, дырка получается. И если ошибся, не сотрёшь, как на компьютере. И на кнопки надо давить сильно. Неудобно, конечно, но интересно попробовать, – отметил 10-летний Даниил Краснов.
     Тут же разместилась выставка «Раритеты из собрания Литературно-краеведческого музея БГПУ и фондов Амурского областного краеведческого музея». В её рамках был представлен литературно-художественный альманах «Приамурье», который издаётся с 1951 года, а также другая интересная периодика и сборники разных лет.
     Далее все посетители устремлялись в историю. Библейская мудрость гласит, что вначале было слово. «Писаница», – деликатно уточняют в краеведческом музее. Тем более что нашей земле есть что показать: на территории Амурской области находятся 20 подобных археологических памятников.
     – Древние племена Приамурья оставили несколько уникальных свидетельств своей культуры. Скалы с петроглифами имеются в Сковородинском, Магдагачинском, Тындинском и Бурейском районах. Особенно известны писаницы Средней Нюкжи. Они были выполнены натуральной краской – охрой, которая изготавливалась из железняка. Поэтому наскальные рисунки сохранились до наших дней, – рассказала экскурсовод Анна Курильчик.
     Фотографии древних изображений оленей, рогатого солнца, замысловатого шамана, сцен охоты работники музея предлагали посетителям переносить гуашью на камни, создавая свои писаницы. Выходило интересно. Кому не хватало камешков, давали мятую бумагу. Интересно, что на амурских писаницах также изображались мамонты, шерстистые носороги и бизоны, которые обитали тысячи лет назад в этих местах. Амурские писаницы по ценности не уступают хабаровскому Сикачи-Аляну, но последний более раскручен как туристический объект, отчего и более известен.
     Освоив искусство древних писаниц, посетители попадали к самому эвенкийскому шаману, точнее к шаманке. Она рассказывала древнюю легенду о появлении мира, танцевала и отвечала на вопросы. Шаманку изображала студентка колледжа искусств и культуры Татьяна Ануфриенко.
     – В моём случае это не чистая стилизация, у меня бабушка из чистых эвенков. Я родом из посёлка Бомнак Зейского района, – рассказала Татьяна. – Мой танец шамана, конечно, художественный. Я видела, как ведёт себя во время обряда настоящий шаман. Честно, на это страшно смотреть – дикие пляски.
     По случаю работники музея выставили в открытом доступе одну из главных ценностей своих фондов – настоящий костюм шамана со всеми металлическими амулетами. Он редко выставляется из-за отсутствия специальной витрины. Это ритуальное облачение принадлежало очень сильному эвенкийскому шаману Ивану Ростолову, оно поступило в музей в 1933 году. Сами эвенки после смерти шамана его костюм всегда относили в тайгу, где вешали на дерево. По поверьям, даже хранить его было опасно. Но музейщики взяли за правило относиться к костюму, как к экспонату.
     Из следующего зала доносилась напевная мелодия «Полонеза» Шопена. Это экскурсоводы завели старинный граммофон в зале городского быта начала XX века. Под его звуки рядом работала настоящая типография. Целая бригада посетителей записалась в наборщики и обучалась правильному печатанию. Особенно работе радовались дети, которые штамповали буквы и символы, обмакивая клише в синие чернила.
     – Мы предоставляем настоящее рабочее место наборщика в Чуринской типографии. Можно составлять слова из деревянных букв «литер» или металлических форм. Металлические буквы набирались в специальную рамку, после чего текст можно было печатать. Наборщик должен был быть грамотным человеком. Так в благовещенской типографии на Ленина – Калинина печатали вплоть до 80-х годов! – отметила сотрудник музея Наталья Берестенко.
     В качестве примера был представлен набранный приказ городских властей за послевоенные годы, который в пух и прах критиковал отсутствие кружков художественной самодеятельности, лыжной базы и многого другого. И об этом заботились в такие тяжёлые времена! Правда, в качестве лекарства от всех этих бед приказ рекомендовал для начала организовать изучение на всех уровнях книгу товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза».
     В соседнем зале можно было посмотреть, как проходил урок правописания в советских школах до 80-х годов. Дети старательно выводили перьями буквы в выданных прописях. Но как бы они ни старались, их руки всё равно рано или поздно оказывались вымазанными в синих чернилах.
     Не обошлась литературная «Ночь» и без классической драматургии. Театр имени Васильевых показал для посетителей отрывок из повести Достоевского «Дядюшкин сон».
     Как только действо завершилось, мимо актёров по лестнице вверх промчалась ватага ребятишек в сопровождении «пиратов». Как оказалось, это была поисковая игра «Остров сокровищ», и её участники искали золотые слитки, пропавшие вместе с канонерской лодкой «Орочанин». Эта история уже почти век будоражит умы кладоискателей, которые знают только, что лодка исчезла в нижнем течении Зеи вместе со всем золотым запасом дальневосточных банков. Дело было осенью 1918 года.
     В зале под присмотром «Владимира Ленина» и «Надежды Крупской» детям показывали настоящие советские диафильмы: сказки «Пеппи Длинный Чулок», «Доктор Айболит» и другие. Особенно интересовались необычным кино современные дети.
     В этот вечер в музее также можно было пройти квест по книге амурской писательницы Нины Дьяковой, увидеть инсталляцию «Мир русского Харбина», научиться искусству книжной графики у автора и иллюстратора книг Николая Левченко. Мастер-класс по стихосложению провели молодые благовещенские поэты Елена Войтенко и Регина Поливан.
     В музейном кинозале показывали ретро-фильм «Человек, которого я люблю» (1966 год) по сценарию амурского писателя Леонида Завальнюка «Дневник Родьки Муромцева – трудного человека». В большом картинном зале амурский бард Александр Бобошко пел песни под гитару на слова известных советских поэтов. На втором этаже также проходила масса мастер-классов, освовной темой которых стали герои русских народных сказок.
     Одно из самых интересных мероприятий было сосредоточено в зале «Родом из СССР». Там всем желающим предлагали сдать экзамен по литературе, как это было в советской школе. В билете было три вопроса. К примеру, посетителям нужно было вспомнить, кто создал Базарова или автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо», перечислить названия произведений о гражданской войне и выразительно прочесть стихотворение.
     – А 50/50 можно? – веселился один из школьников. Но экзаменаторы, пусть и на шуточном экзамене, отвечали отказом.
     – У современной молодёжи есть проблема с литературой. Те, кто учился в советской школе, с ходу отвечали на все вопросы и читали стихи наизусть. А вот школьники всё больше просили для чтения напечатанные стихи. То ли стеснение оказалось велико, то ли не учат они сейчас так, как раньше, – отметила сотрудник музея Инна Васина.
     Самым успешным «ученикам» выдавали «золотые медали», на которых было отмечено «За особые успехи в учении». В общей сложности за вечер было вручено 70 аттестатов и 30 медалей.
     В следующий раз «Ночь в музее» пройдёт 16-17 мая, это будет всероссийская акция, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

     Наталья Наделяева

     Источник информации: amur.info

Фото












































1